- Варвара Евгеньевна, Россия традиционно была православной страной, а православие - это строгая вера. Как в сознании русского вера сочеталась с суеверием?

- Сочеталась совершенно спокойно. Представители интеллигенции нередко отмечали, что крестьяне были не религиозны, но суеверны, то есть на Руси истинно верующих всегда было немного, зато много было суеверных. Вера требует больших духовных сил - это большая духовная работа, в то время как суеверие кроме знаний ничего не требует. В суеверии не обязательно строго соблюдать обряды - даже если вы что-то сделали неправильно, всегда существует обходной маневр: суеверие позволяет человеку жить, нарушая правила. Вера исключает подобную двойственность.

Что такое суеверие? От слова «всуе», то есть «напрасно», и эта напрасная вера позволяет людям самостоятельно объяснять и оправдывать себе свои поступки. На основе суеверий сформирован целый корпус фольклорных текстов, связанных с гаданиями, толкованиями снов, лечениями нетрадиционными методами и так далее.

У наших предков все было проще, часто жизнь им не оставляла выбора: они шли к знахарке, потому что до врача зачастую было не добраться. Знахарь был более доступен, понятен - он был «свой». Почему русские крестьянки не ходили к акушеркам? Акушерки - это выпускницы бестужевских или каких-нибудь других медицинских курсов. Да, возможно, у них были опыт и сертификат повивальной бабки, но, с точки зрения крестьянина, они совсем не годились на эту роль.

- Почему?

- Потому что эти женщины были, во-первых, молодыми, то есть находились в фертильном возрасте, а значит, нечистыми, зачастую у них не было мужей, соответственно, не было детей. Повитуха, которая обладает набором этих признаков, не могла быть повитухой в деревне по определению - что она знает о жизни?

- Была ли распространена магия в традиционном крестьянском обществе?

- Магические обряды были широко распространены на Руси: каждая хозяйка должна была знать магические заговоры на разные случаи жизни (для выгона скота, лечения детей, спасения дома от грозы и пр.). Магия делилась на практическую, которой владели все, и профессиональную, которая была доступна определенному кругу лиц.

- Что это были за люди?

- Помимо колдунов и заговорщиков профессиональной магией обладали лица определенных профессий: пчеловоды, мельники, кузнецы, плотники, пастухи и т.д. Сейчас мы бы сказали, что эти люди владели своей техникой безопасности, у них были свои технические приемы. Но магические знания в полном объеме, конечно же, были доступны только колдунам.

- Как в обществе относились к колдунам?

- Их боялись, уважали, старались не обидеть: всегда приглашали на свадьбы, например, потому что они могли эту свадьбу испортить. Священники боролись с ними. Однако зачастую и священника могли считать колдуном. К примеру, в ситуации с тяжелыми родами очень часто обращались к священнику с просьбой открыть царские врата, чтобы облегчить муки роженицы. Но это же типичное магическое действие - открыть все двери, окна и ящики в доме, а также царские врата в церкви!

###

- Как священнослужители боролись с народными суевериями?

- Боролись всегда, и это естественно. Причем священники собирали самые интересные и полные суеверия своих прихожан, разоблачали их и призывали людей не заблуждаться. Кроме того, существовали пособия для пастырей, как бороться с конкретным суеверием: священникам рекомендовалось следить за святой водой, чтобы прихожане ее не разбирали для выполнения магических обрядов дома, следить за водой, которая остается после обмывания покойника, в Благовещение выдавать просфоры по счету, потому что люди их использовали для засевания, и так далее.

- Где грань между безобидными и разрушающими психику человека суевериями?

- Если я не ошибаюсь, Серафим Саровский сказал, что суеверие внутри нас. Человек по своей природе суеверен: все непонятное, опасное, тревожное он старается объяснить и как-то обезопасить себя - это нормально. А одержимость чем-то - неважно чем, не только суеверными традициями - опасна всегда.

- Почему в советский период люди не ходили к гадалкам?

- Это не совсем так, как и к вопросу о религиозности: чем дальше от городов, тем сильнее была вера. Очень часто, например, родители привозили к бабушке ребенка на лето в деревню и там его крестили. Другое дело, что церквей было меньше...

Традиция ходить на Пасху на кладбище зародилась именно в советский период - православные на кладбище ходят на Радоницу, во вторник Фоминой недели. Почему на Пасху ходили? Потому что люди в советское время часто не могли пойти в этот праздник в церковь.

Также на Пасху повсеместно красили яйца: редкая семья не делала этого - в городе, деревне - не важно. Это не значит, что все ходили в церковь освящать пасхальные яйца, но их красили! Так же на Крещение - все старались набрать святой воды, если не в церкви, то на каких-то источниках. На свадьбе невест старались огласить иконами и так далее.

Кстати говоря, вера тогда больше проявлялась в похоронной обрядности: все вспоминали, что покойник был человеком православным, ему больше ничего не грозило, поэтому его очень часто отпевали в церкви, хотя хоронили с музыкой, устраивали гражданскую панихиду. Но крест, освященную землю - все, что положено, - в гроб клали.

- Пользовались ли услугами гадалок и экстрасенсов в советский период?

- С моей точки зрения, пользовались, но это была прерогатива элиты, потому что в привилегированных слоях общества и вера была - было много людей воцерковленных, были околоцерковные люди.

- Какую элиту Вы имеете в виду?

- Я имею в виду научно-художественную интеллигенцию. Хотя люди, находившиеся в эшелонах власти, тоже, на мой взгляд, смотрели на этот мир не только с позиции марксизма-ленинизма. Вспомним знаменитую Джуну - она же появилась во властных кругах...

- Охарактеризуйте, пожалуйста, ситуацию, которая сложилась в современном обществе.

- Сейчас, как и положено, маги и экстрасенсы спустились к основанию социальной пирамиды и вышли в народ. Сейчас мы наблюдаем всплеск заговорной традиции.

- Каковы причины?

- Причины тому разные - и социальная неустроенность общества, и особенности менталитета русского народа и устройства человеческой психики. Логика проста: у нас плохо с медициной, врачи лечат неэффективно, может, знахарь поможет... Желание узнать будущее - это естественное стремление человека, так мы устроены.

- Почему россиянам проще прийти к гадалке, чем в церковь?

- Проще и намного проще, потому что гадалка не будет говорить, что ты должен что-то делать, - она все сделает за тебя. В церкви же батюшка тебе скажет, что надо поститься, молиться, ходить на исповедь и так далее - это серьезная работа над собой. Более того, в церкви тебе никто ничего не гарантирует, кроме царства небесного. С гадалкой же проще и занятнее, она говорит тебе: сейчас я поверчу блюдце, разобью яйцо, зажгу свечку, посмотрю в хрустальный шар и все расскажу про твою земную жизнь. А знание о земной жизни обывателю гораздо интереснее, чем о том, что его ждет на небесах.

- На Ваш взгляд, это безобидные отношения - гадалок с клиентами?

- Не совсем. У нас должны вызывать тревогу некая расслабленность наших сограждан, нежелание действовать, склонность полагаться на чьи-то слова и предсказания. С другой стороны, гадалки нередко оказываются хорошими психологами и в рамках своих сеансов проводят психологические консультации, в результате которых корректируют личность. Возможно, это и неплохо, ведь у нас же по-прежнему не распространены походы к психологам, в сознании закрепилось, что идти к психологу - это почти что к психиатру. К тому же, я думаю, у большинства гадалок нет сверхъестественных способностей, а есть диплом психолога, и они работают под видом гадалок: в России так сложилось на сегодняшний день, что «психолог Иванова» звучит не так эффектно, как «потомственная гадалка тетя Люба».

- Ваш прогноз: число обращений к парапсихологам, гадалкам и экстрасенсам будет возрастать?

- Мне кажется, что это определенным образом зависит от уровня культуры в обществе. Очевидно, что бороться с этим бессмысленно: чем больше запрещаешь, тем выше интерес. Поэтому, наверное, если не поднимать уровень культуры, то обращения к этой категории лиц будут активно бытовать в определенных слоях общества. Главное, на мой взгляд, чтобы интерес к паранормальному не стал повсеместным и всеобъемлющим. Для этого необходимо повышать уровень культуры в стране.

 

Беседовала Алевтина Шаркова

 

Другие материалы по теме >>