Земледельческие народы издревле любили устраивать праздники, посвященные матери-земле.

К примеру, у балтийских (полабских) славян главным праздником был день, посвященный богу Святовиду (покровителю земных плодов и воинов), который отмечался по завершении жатвы.

Покровительницей земледелия у славян, подобно древнеримской Церере и греческой Деметре, была Мать-Земля, чтили крестьяне также Даждьбога, Волоса (Велеса). Известен русский обычай на жатве оставлять одну полоску с колосьями в поле нетронутой. Ее старухи заплетали в так называемую бороду Волоса, предназначенную в дар мифическому покровителю крестьян.

С распространением христианства на Руси языческие божества перестают считаться покровителями крестьян, теперь эту функцию выполняют святые православной церкви.

Основные земледельческие дни (даты - по старому стилю), которые значились в народном календаре:

Аксинья-полузимница (24 января) - день, с которого начинается вторая половина зимы.

Василий-капельник (28 февраля) - начало первых оттепелей.

Авдотья-плющиха (1 марта) - в этот период снег постепенно оседает и плющится.

Иродион-ледолом (8 апреля) - в это время начинает трескаться и проходить лед в водоемах.

Егор-скотопас (водопас) (23 апреля) - нередко в это время жители средних широт России переживают половодье. Крестьяне выгоняют скот на пастбище.

Степан-равнопашец (26 апреля) - начало вспашки полей под посев яровых хлебов.

Еремей-запрягальник (1 мая) - крестьяне начинают вспашку и засев полей яровым хлебом.

Орина-рассадница (5 мая) - время посева капусты.

Никола травной (вешной, весенний) (9 мая) - как правило, к этому времени появляется первая трава - весна в самом разгаре.

Лукерья-комарница (13 мая) - к середине мая в средней полосе России появляются комары.

Сидор северный (14 мая) - обычно в это время начинают дуть северные ветры, примерно на две недели в России холодает.

Олена-леносевка (21 мая) - время начала посева льна.

Федосия-колосеница (29 мая) - колос идет в озимый хлеб.

Еремий-распрягальник (31 мая) - конец посева яровых хлебов. Крестьяне выпрягают волов и лошадей из рабочего ярма.

Акулина-сдерихвостка (13 июня) - в этот период в средней полосе России появляются мошки, комары, оводы, пауки и другие насекомые, которые беспокоят людей и скот. Животные часто бегают по полю и хлещут себя хвостом, отмахиваясь от вредителей.

Аграфена-купальница (23 июня) - начало купального сезона на Руси, вода к этому времени прогревается.

Афимья-стожарница (11 июля) - в эту пору на покосах появляются стога сена - идет сенокос. Сенокос, как правило, начинали в первых числах июля, с Прокофьева дня (8 июля).

Цуд и Трифон бессонники (23 июля) - к этому времени нередко созревает озимый и даже яровой хлеб. Сенокос продолжается.

Авдотья-малинуха (4 августа) - начало сбора малины.

Никита-репорез (15 сентября) - начало сбора репы.

Как в древности пастухи и земледельцы работали, наблюдая за явлениями природы (как распускаются деревья, падают листья, шумят звери и птицы в лесу и так далее), так и крестьяне руководствовались собственным календарем, в котором были свои праздники, нередко совпадавшие с церковными.

###

Как отмечали окончание жатвы в разных регионах России

Пожалуй, самым праздничным летним месяцем у крестьян был август. На Руси в древности в этот период праздновали Госпожинки (Оспожинки или Спожинки). В Торжке этот день назывался «Спожница», в летописях праздник числится как Госпожин день. В письменных источниках отмечается, что крестьяне приносили патриарху на благословение собранные плоды.

В Нерехтском уезде Костромской губернии при посеве и начале жатвы крестьяне, входя на полосу, молились на три стороны. На северную часть земледельцы не обращались с молитвой, потому что в этой стороне света нет солнца, оттуда лишь дуют холодные ветры.

В период окончания жатвы старший в доме последней горстью сжатой соломы забирал серпы у всех членов семьи, обертывал их и, принеся домой, клал в передний угол (самая освещённая часть дома, куда помещали иконы; угол, против которого стоит печь, как правило, справа от входа в избу), при этом все молились.

В Архангельской губернии (Шенкурском, Вельском районах) жатва хлеба оканчивалась в августе-сентябре. Свой последний день в поле жнецы отмечали песнями и плясками. Возвращаясь с жатвы, крестьяне приносили сноп овса в избу и клали его на день под образа. Затем устраивали праздничный обед, на который приглашали гостей. Главным кушаньем был дежень - овсяное толокно, замешанное на воде или кислом молоке. Дежень готовили также и в Пермской губернии.

В Макарьеве-на-Унже Костромской области отмечали опашку - земледельческое торжество, также посвященное окончанию сбора урожая в поле. На опашку всей деревней варили пиво и разделяли его по домам. В воскресенья и праздники крестьяне собирались в церкви, каждый приходил с бараниной или петухом, священникам подносили хлеб, а после молебна угощали родственников (сродников) и соседей.

В Саратове к окончанию уборки хлеба крестьяне изготавливали соломенную куклу, наряжали ее в кумачный (ярко-красный) сарафан, на голову надевали головной убор чутлюк, на шею - ожерелье или бусы и несли чучело по селу, с хороводами и песнями.

В Пензенской и Симбирской губерниях по окончании жатвы весь народ собирался в поле дожинать последние загоны. В этих краях существовала традиция наряжать последний сноп (который называли именинником) в сарафан и кокошник и с песнями нести его на господский двор. Землевладельцы встречали жнецов с вином, таким образом господа поздравляли крестьян с окончанием жатвы.

Похожие шествия проходили в Смоленской губернии.

В северо-восточных губерниях вместо этого маскарадного обычая крестьяне подносили помещикам каравай, за что получали приличное угощение.

###

Помочь на Руси

Помочь (помощь) в своевременной уборке хлеба с полей была распространена на Руси как истинно христианское действо. На помочь односельчан звали семьи (обычно зажиточные), которые по каким-то причинам не успевали вовремя убрать свой хлеб. Стоит отметить, что в этом мало кто отказывал просящим: на помочи в поле было весело, многолюдно, к тому же всем вместе гораздо легче убирать хлеб. Хозяева дома щедро угощали своих помощников.

Если помочь собирала вдова, от нее не принято было ждать никаких угощений: на Руси вдовам и сиротам люди помогали всем, чем могли. Как правило, на помочь охотно шли после обедни в воскресенье, вспоминая пословицу: «На вдовий дом хоть щепу кинь - все душе спасенье».

В народе бытовал обычай совместно производить сельскохозяйственные работы: прополку грядок (полотушки), унавоживание почвы, трепание льна (потрепушки) и так далее.

Любопытен обычай совместными силами рубить капусту (капустница), который тоже является земледельческим празднеством. На рубку капусты приглашали соседок. После уборки этого незаменимого в русской кухне овоща следовал праздничный обед, оканчивавшийся песнями и плясками.

В приволжских и северо-восточных губерниях девушки собирались в своих лучших нарядах, шли с песнями из дома в дом и собирали угощения.

Источник: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1989.