В одной старинной загадке-притче говорится: «В теплом царстве стоит пещера каменная, а в пещере лютый змий: и как бывает в царстве том стужа, змий раскручинится, и начнет у него изо рта пламень огненный исходити и из ушей кудряв дым метатися, а из очей искры сыплются». Современному человеку не так просто догадаться, что речь идет о крестьянской избе («теплое царство»), русской печи («пещера каменная») и огне в топке печи («пламень огненный» изо рта змия).

Для того чтобы дети и взрослые смогли не на картинках в книжках сказок, а воочию увидеть русскую печь, в культурно-образовательном туристическом центре «Этномир» (Калужская область) шесть лет назад был основан Музей русской печи. Здесь во время экскурсии можно и полежать на теплой печи, и много интересного про русскую старину узнать.

Например, уже немногие горожане знают, что в печи раньше мылись. Даже в Москве каких-нибудь 150 лет назад многие семьи, уже имея баню, зимой старались помыться именно в печи. Причины понятны: баня стоит на задах огорода, и распаренный человек может простыть, пока дойдет до избы. В избе же удобно: помылся в теплой печи, ополоснулся в закутке теплой водой из ушата, забрался на теплую лежанку - никакой простуды. Да и экономия дров получается: зачем топить печь в бане, если печь в доме все равно зимой каждый день топится.

Но не надо думать, что мытье в бане - седая старина. Среди многих тысяч гостей Музея русской печи находятся такие, кто говорит: «А я помню: меня бабушка в детстве в печке мыла», то есть живы еще люди, которые в печи мылись!

Они рассказывают, что в старину в России перед свадьбой невесте и жениху обязательно нужно было попариться каждому в своей печи. По этому случаю печь в избе топили не жалея дров. Считалось, чем жарче огонь, тем сильнее любовь и прочнее семейное счастье. Когда приходило время залезать в печь, жениху ставили кружку пива, а невесте - жбан квасу. Думаете, напитки для питья? Вовсе нет! В жбан или кружку опускали небольшие венички, брызгали ими на стенки и своды, от чего топка печи заполнялась густым душистым паром. Считалось, что от такого пара кожа очищается, становится белой, мягкой и здоровой. Для невесты мытье в печи было также прощанием с очагом родного дома: она уходила в другую семью, в другую избу, к другой печи. И когда невеста впервые приходила в дом к свекру и свекрови после венчания в церкви, она бросала свой поясок на печь, либо касалась ладонями печи, либо свое полотенце вешала возле печи - в разных губерниях по-разному, но смысл один: она переходила в новый дом под покровительство семьи мужа и покровительство печи-матушки.

С печью связана и еще одна древняя традиция: перед свадьбой мать невесты изготавливала для дочери особую куклу - зольную. Голова этой куклы - мешочек с золой из печи родительского дома. Девки рано замуж выходили, в XVIII веке нормой были семейные союзы 13-14-летних девушек и 15-16-летних юношей. Императорский указ 1830 года повысил минимальный возраст для вступления в брак до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха. Однако на практике большая часть девушек выходили замуж уже к 13-17 годам. Сложно молодой девушке привыкать к новой семье, новым отношениям, новой печи и избе. Прижмет молодуха вечером к груди куклу, а в ней - зола родной печи, тепло родительского очага, всплакнет, вспоминая отчий дом, и дальше живет. А мать, в дом к дочери приходя, по зольной кукле всегда могла понять, как ее дочка в новую семью вошла: если кукла белая да нарядная - редко ее дочка в руки берет да плачет над ней. А уж если зольная кукла затрепанная - не все просто в новой жизни дочери складывается.

###

К золе, кстати, как и ко всему связанному с печью, у славян тоже было особое отношение. Золу из печи просто так не выбрасывали: на каждом дворе был специальный зольник, куда сваливали пепел, а по мере надобности использовали. Где зола может пригодиться? Конечно, не только как удобрение. Из нее делали щелок - это раствор золы, настоянной на воде. Выглядит он как прозрачная вода и обладает мылящими свойствами. Щелок использовали для купания и стирки. Огромную выварку с бельем ставили в топку печи и кипятили белье в щелоке по несколько часов, чтобы оно было чистым и кипенно-белым. Щелоком и голову мыли. А в Чистый четверг золой припудривали конюшню, курятник, хлев, приговаривая: «Чтобы курочки неслись, чтобы коровушка доилась, чтобы лошадушка резвой была».

Золу использовали и для лечения многих заболеваний. Уж этого-то лекарства в каждой избе было достаточно! Золой лечили ушибы, детские заболевания, глазные и кожные болезни. Причем лекарство это брали не из одной печи, а из трех или семи: каждая семья топит печь разными дровами, и зола из нескольких печей разнообразнее по составу.

Не только зола, но и сама русская печь лечит. Не зря на Руси говорили: «Печка кормит, печка греет, печка лечит». Не зря на печной лежанке спали старый да малый - те, кому больше всего нужно печное тепло. Ведь печное тепло лечит - и ревматизм, и радикулит, и простудные заболевания. Если легкая простуда случилась - заболевшему давали выпить порушки (чай из сухой малины с медом) и отправляли на печь, наказывая прижимать пятки к горячим кирпичам, сколько возможно терпеть. Если нужно было прогреть простуженные почки, грели в печной топке кирпич, заворачивали его горячим в полотенце и прикладывали к больному месту. Такая грелка из кирпича оставалась теплой до самого утра.

Лечили в печи и малых детей. Недоношенных и слабых малышей «допекали» в печи: знахарка на хлебную лопату малыша укладывала и в теплую печь отправляла. Конечно, не в огонь, а в уже остывающую печь. Сегодня недоношенных детей врачи тоже «допекают», но в специальных кювезах в роддоме. А предки наши делали это в печке, причем издавна! Мы сегодня отголоски этой старины в сказках видим. Не зря филологи считают, что прообразом Бабы-яги является бабка-знахарка, засовывающая малыша на хлебной лопате в печь.

О «профессиях» русской печи можно говорить долго. Некоторые из них понятны современным людям: «Печка сушит» - и белье на грядке, и валенки в печурках, и грибы, ягоды, яблоки в топке, и лук с чесноком в связках, и рыбу... «Печка светит»: около печи ставили в бабьем куту прялку, чтобы при свете огня прясть. Не зря про избу, в которой печь стоит не справа от двери, а слева, говорили «изба-непряха»: в такой избе свет от печки падает неудобно для прядения. «Печка греет» - обогревает весь дом и его жителей. Причем не только людей: зимой в подпечье пускали поросят, козлят, кур, а в голбец (пристройку к печи) весной - даже теленка новорожденного. «Печка кормит»: в печи готовили и щи, и кашу, и хлеба выпекали, пироги. А какие блины пышные в печи получаются! Их еще и удобно готовить: блин на сковороде в печи не надо переворачивать, он подрумянивается сразу и снизу, и сверху.

Но о некоторых «профессиях» русской печи современному человеку сложно догадаться. Можете ли вы предположить, что печка выполняла функцию современной метеостанции? С ее помощью довольно точно можно было определить атмосферное давление и предсказать осадки и непогоду. А еще печь служила «вытяжкой»: девчонкам полагалось подметать избу по утрам, когда печь топится - в это время такая мощная тяга в трубе, что вся пыль и микробы, которые в воздух при уборке поднимаются, тут же вытягиваются в печную трубу, сырой воздух вместе с пылью засасывается в печь и его заменяет чистый прокаленный воздух.

В Музее русской печи с вами поделятся народной мудростью, расскажут о разнообразии печей (в каждой из девяти изб музея - печь разного строения), о «профессиях» печи, о жизни в русской избе и традициях наших предков.

Евгения Затока

 

Фото >>