Лето в самом разгаре, хочется больше времени проводить на улице. Москва как древний русский город и современный центр культуры и развлечений располагает множеством маршрутов для прогулок. Корреспонденты портала «Россия для всех» посетили Государственный музей А.С. Пушкина, где проходит выставка «Поэзия садов и сады поэзии. Русская садово-парковая культура конца XVIII - начала XIX веков». Исследователи отмечают, что именно это время явилось эпохой расцвета, «золотым веком» садов и парков, окружавших и императорские загородные дворцы, и провинциальные дворянские усадьбы.

О выставке:

Фонды пушкинского музея хранят уникальные художественные материалы, иллюстрирующие этот пласт русской культуры. На выставке представлены живописные и гравированные виды Царского Села, Павловска, Гатчины, Летнего сада в Петербурге и Александровского сада в Москве и знаменитых провинциальных усадеб - «Приютино» Олениных, «Остафьево»  Вяземских, «Мишенское» Жуковского, роскошную «Городню» Голицыных... Пейзажные работы дополняют акварельные портреты современниц поэта, прекрасных дам, чьи платья и прически по моде того времени украшены цветами.  Цветочные композиции представлены на натюрмортах, в произведениях декоративно-прикладного искусства...

Выставка в музее А.С. Пушкина не случайно называется еще и прогулкой: в ходе экскурсии посетители из экспозиционного зала переходят в старинный усадебный сад на Пречистенке. Гуляя под вековыми липами и клёнами, посетители знакомятся с традициями и культурой садов пушкинского времени, слушают любопытные факты из жизни знатных людей и популярные анекдоты того времени.

О философии сада:

Сколько прекрасных стихов Державина, Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Баратынского и других русских поэтов посвящено парковым ландшафтам, увитым плющом и виноградом беседкам и цветам! Сама поэзия еще с античных времен ассоциировалась с цветущим садом, а творец уподоблялся садовнику, взращивающему свой поэтический вертоград...

Практически каждая дворянская усадьба, будь она в городе или в сельской местности, имела свой сад, устройством которого хозяева занимались с особой заботой, фантазией, следуя моде. И он был не просто ограниченной территорией, усаженной цветами - сад представлял определенную философию жизни, полную аллегорий и символов. Неслучайно в садах устанавливали статую Флоры - древнеримской богини растительности, цветения, весны. Для нее девушки плели венки и водили вокруг статуи хороводы.  

Откуда пришла традиция создания парков:

Страсть к садам и паркам в Россию привез из Европы Петр IРусского императора настолько впечатлил французский Версаль, что Петр распорядился немедленно создать подобный парк в Петербурге: «Саду быть!». Так появился знаменитый Летний сад. Отметим, что «Модель парка Версальского» была настольной книгой Петра Алексеевича.

Людовик XIV сам составлял план прогулок по парку, неотъемлемой частью которого являются каскады, фонтаны, редкие цветы и деревья.

О практическом назначении парков:

В пушкинские времена прогулки в парках перестали быть привилегией дворян: многие городские сады при усадьбах были местом отдыха не только хозяев, но открывались и для общественных прогулок. В городских садах полюбили проводить время представители и других сословий - торговцы, мещане, студенты. Правда, обязательным условием посещения сада или парка было правило являться на прогулку в опрятной одежде.

К примеру, открытый сад министра иностранных дел Карла Васильевича Нессельроде, по свидетельствам современников, посещали до 300 человек в день. Сад славился дивной оранжереей, в которой росли диковинные растения, привезенные дипломатом из экзотических стран.

В некоторых садах были пруды, которые в зимнее время замерзали и превращались в каток. Как правило, загородные усадьбы (хозяйский дом) стояли на холме, зимой с этого холма делали горку, на которой забавлялась детвора. Иными словами жизнь в садах бурлила круглый год.

О Крылове и васильках:

Весьма любопытен эпизод из жизни знаменитого русского писателя Ивана Андреевича Крылова.

В то время (середина XIX века) в садах Павловска - царской летней резиденции -                                                                                                                                                                                                                                            хозяйничала вдовствующая императрица Мария Федоровна (мать Александра I), которая была удивительной садовницей. В Павловске любили васильки, любил их и Иван Андреевич. Однажды императрица послала тогда тяжело больному баснописцу приглашение приехать подышать живительным воздухом, а вместе с приглашением отправила ему букет, в состав которого входили васильки. Иван Андреевич был так тронут вниманием государыни и красотой любимых цветов, что, по свидетельствам современников, быстро пошел на поправку. Примерно в этот период он написал басню «Василёк».

О моде, цветах и прическах:

Узоры с цветочными мотивами украшали интерьер - мебель, скатерть, салфетки и занавески. Цветы служили обязательным украшением прически, существовали правила ношения цветов для дам и барышень. Определенные цветы предназначались для туалетов молодых девушек (дебютанток), которые только начинали выезжать в свет. В отличие от замужних дам юные барышни не носили драгоценностей - ни жемчугов, ни бриллиантов. Свои туалеты они украшали живыми цветами.

Страсть же к духам, передающим цветочные ароматы, также пришла в Россию из Франции. Как известно, французы были истинными ценителями ароматов. Современники отмечали, что когда Людовик XIV выходил в свет, рукава его одежды пахли розаном, туфельки - фиалкой, а шляпа - жасмином.

Во времена Александра I в костюмной моде царил стиль «ампир»: высокая талия и открытые плечи, белый цвет, золото, а также растительные мотивы. Вспомним роман Л.Н. Толстова «Война и мир»: Элен Безухова появилась на балу в платье, расшитом искусственным мхом, а-ля лесная нимфа, в ушах - серьги в форме желудей.

Неотъемлемым аксессуаром прекрасной половины человечества был, так называемый, порт-буке (от фр. porte-bouquet) - небольшой вазончик для живых цветов, который дамы брали в руки или прикалывали к корсетам платьев.. Над созданием этих переносных миниатюрных сосудов трудились лучшие ювелиры, их изготавливали из драгоценных металлов и камней. Светские красавицы должны были уметь носить порт-буке: держать их во время танца и беседы.

###

О букете императора:

Самый известный букет относится к эпохе Александра I, ко времени после победы над Наполеоном. Это так называемый александровский букет (или акробукет), собранный из цветов, по начальным буквам которых составлялось имя Александр.

Почему именно дворяне занимались созданием парков:

В 1762 году Петр III издал указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освобождавший представителей дворянского сословия от обязательной службы в армии. Эта свобода была подтверждена и указом Екатерины II «О вольности дворянства» в 1765 году. Отныне дворяне могли заниматься чем угодно, в том числе архитектурно-садовым творчеством. Вдохновение обустраивать свои усадебные парки они черпали в поездках по зарубежным странам, прежде всего европейским.

Почему мы заимствовали традиции создания садово-парковых ансамблей у Европы:

Как известно, русское искусство допетровской эпохи отличалось самобытностью, а европейское влияние на русскую культуру связано с деятельностью и личностью первого императора России.

Традиции паркового искусства пришли к нам из Европы. До Петра в России не было опыта устройства именно парков - в традиции были, так называемые, аптекарские или кухонные сады, которые засаживались в Москве на рубеже XVI-XVII веков. Путешествуя по Европе Петр I был буквально потрясён достижениями европейской цивилизации, особенно его впечатлил Версальский парк с боскетами и лабиринтами. И он во многом старался подражать французам.

Летний сад, возведенный по указу Петра Великого, стал первым публичным парком, где проводились знаменитые петровские ассамблеи. Отметим, что государь очень любил ель и каштан, и даже сам лично посадил в саду несколько деревьев. Кстати, в Версале эти деревья в саду не высаживали. Так что, можно говорить о том, что российские садовники далеко не во всем копировали западных.  

О проблеме сохранения усадеб:

Большинству российских, особенно провинциальных усадеб, выпала печальная судьба. Сожженные и разорены после 1917 года, они, увы, уже навсегда канули в Лету. Слишком много времени было упущено. Можно считать, что повезло лишь знаменитым дворцово-парковым ансамблям и «именным» усадебным комплексам. Правда, серьезно проблеме их возрождения начали уделять внимание лишь после Великой Отечественной войны,  когда из руин взялись восстанавливать Петергоф, Павловск, Царское Село...  

Сегодня мы уже можем любоваться многими десятками воссозданных исторических природных и садово-парковых ландшафтов. Это и пушкинское «Михайловское», и лермонтовские Тарханы и тургеневское Спасское-Лутовиново, и толстовская Ясная Поляна... Большинству из них присвоен официальный статус заповедных зон. 

Но при этом в России еще осталось немало стремительно разрушающихся исторических памятников архитектурного и ландшафтного искусства. Если не уделить внимание и срочную помощь, они могут исчезнуть навсегда. 

О нынешних городских властях:

Должное внимание московским паркам уделяет сегодня столичный департамент культуры под руководством Сергея Капкова. Ярким примером является успешно реализованный проект по восстановлению и развитию знаменитого парка им. Горького. Сегодня это место, где стремятся отдохнуть и насладиться природой сотни тысяч москвичей и гостей столицы.  Кроме того, на исторических местах воссоздаются новые парки и сады...

 

Фото с выставки >>