В годы Великой Отечественной войны советский народ боролся не только за освобождение Родины от фашистских захватчиков, но и за сохранение духовного наследия страны.

Россиянам хорошо знаком легендарный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Кинолента полюбилась русскому народу и буквально разошлась на цитаты. «Все приходящее, а музыка - вечна» - говорил главный герой картины, руководитель фронтового ансамбля, известный по прозвищу Маэстро. 

Как же в тяжелые годы войны с фашизмом советским людям удалось сохранить культурное наследие страны?

Во время Великой Отечественной войны при содействии Всероссийского театрального общества стали создаваться так называемые передвижные фронтовые театры и концертные бригады, актеры и музыканты которых выступали перед ранеными солдатами в госпиталях, ездили со спектаклями на фронт и в прифронтовые зоны. Вместе с Красной армией артисты прошли всю войну.

Деятельность фронтовых театров координировал штаб, образованный в Москве при Центральном Доме работников искусств. В создании фронтовых театров участвовали видные деятели сценического искусства советского времени: А.А.Яблочкина, Ю.А.Завадский, И.М.Туманов, Е.Ф.Дзиган, Н.П. Акимов, А. Д. Дикий, С. М. Михоэлс, А. А. Гончаров.

Артисты старались поддерживать в солдатах настрой на победу и выступали в тяжелых и опасных для жизни условиях: в непосредственной близости к передовым, на палубах военных кораблей, в блиндажах и окопах. В годы ВОВ в репертуаре фронтовых театров и концертных бригад появились одноактные спектакли, юмористические сценки, цирковые номера, оперные арии.

Солдаты, измученные сражениями и нечеловеческими условиями войны, все больше и больше нуждались в терапии искусством. Деятельность театров стала расширяться: у фронтовых бригад появилось новое оборудование для спектаклей: грузовики с откидными бортами, костюмы, грим и бутафории.

Помимо одноактных спектаклей стали давать полноценные постановки пьес в несколько действий. У крупных российских театров появились филиалы в разных местах сражений. По статистическим данным в годы ВОВ фронтовых бригад насчитывалось порядка 3685, в них трудилось около 42000 работников культуры. Названия крупных фронтовых театров вошли в историю:

Первый фронтовой театр Всероссийского театрального общества начал свои выступления в Ленинграде сразу после снятия блокады, чтоб попасть в город артисты переправились через Ладожское озеро по «Дороге жизни». Руководил труппой в годы войны режиссер Андрей Гончаров. Театр также ездил со спектаклями по воинским частям Краснознаменного Балтийского и Северного флота.

В других местах военных действий под руководством дирижера Николая Аносова с вокальными номерами выступали артисты Фронтового музыкального театра.

При ГИТИСе были созданы 5 концертных бригад, в которые входили не только студенты ГИТИСа, но Щепкинского училища. В 1942 году  приказом Комитета по делам искусств города Москвы был открыт «Комсомольско-молодежный театр ГИТИСа» и второй гитисовский фронтовой театр миниатюр «Огонек».

Фронтовая бригада №1 под руководством режиссера Иосифа Раевского выступала перед солдатами воинских частей дивизий, защищавших Москву, артисты литературно-вокальной группы Всероссийского театрального общества поддерживали раненых бойцов в госпиталях и эвакуационных зонах. 

Однако, даже с новым оборудованием и расширением работы фронтовых бригад в военных условиях невозможно было воссоздать декорации стационарных театров.

Александр Васильев, театральный художник советского времени, в своих воспоминаниях, опубликованных в сборнике «Нам дороги эти позабыть нельзя», писал, как ему удалось создавать декорации в новых военных условиях: «Выручает довоенный опыт. В Центральном Доме Красной Армии в Москве в 1939-1940 годы существовал передвижной театр музкомедии для обслуживания частей Красной Армии. Для этого театра я разработал тогда систему сборно-разборных декораций с применением бамбука и апплицированных мягких декоративных полотнищ. Бамбук, легкий и прочный в тех, мирных условиях, не выдерживал мороза, растрескивался. Пришлось заменить его дюралюминием. Вертикальные стойки стали делать высотой не более 2м 60см, чтобы человек, встав на табурет, мог достать до верха. Эти стойки и поперечные рейки разной величины крепили в П-образную систему и затягивали тем или иным полотном. С фоном решилось все как будто бы хорошо. Функциональность наших декораций оказалась на самом высоком уровне. Ведь одним из важнейших их качеств была быстрота сборки и разборки. Закончили, упаковались и быстро освободили место».

Актеры фронтовых бригад успевали не только играть спектакли, но и запечатлеть историю войны в своих воспоминаниях. Актер Иван Горцев рассказал журналу «Советская эстрада и цирк», как он стал свидетелем сцены, иллюстрирующей ценность военных спектаклей и взаимопонимание актеров и  солдат:

«Артисты приехали часа в два дня. Передний край находился метрах в восьмистах от места концерта, солдат частично послали в бытовое охранение охранять позиции и артистов. Горцев расстроился, что он не увидит выступления, однако по возвращении обнаружил, что артисты их дождались и специально для отсутствовавших заново покажут представление, которое только что давали для остальных солдат».

Народный артист СССР Петр Константинов в 1968 году в интервью журналу «Театр» рассказал, как он и другие актеры бригады Центрального театра Красной Армии, уезжая на санитарном поезде после выступлений в городе Жмеринке, помогали медицинскому персоналу ухаживать за раненными: артисты мыли операционную, давали медикаменты пострадавшим, работали санитарами и сиделками, а в свободное время давали концерты:

«Состав шел медленно. Пройдет километров 5-6 - остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка».

Фронтовые театры внесли свой особый вклад в Великую Победу советского народа над фашизмом. Артисты вдохновляли солдат на подвиги перед ответственными сражениями, привносили радостные краски в тяжелые серые будни войны, помогали раненным бойцам.

Война не смогла разрушить сценическое искусство СССР, а актеры, режиссеры и художники-постановщики сороковых годов, пережив военные условия, в мирное время  способствовали развитию театрального движения и воспитанию новых талантливых деятелей искусства. Что доказывает особую ценность культурного наследия для советского человека, который и в годы Великой Отечественной Войны не уставал видеть в жизни красоту.  

Материал подготовила Ксения Кирсанова