Традиционный русский девичий костюм от костюма замужней женщины отличался головным убором. На Руси девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что позволяло видеть спускавшуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты и невинности.

Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны узлом. До рождения детей обычно носили кокошники, после рождения ребенка молодуха часто меняла кокошник на кичку. В южнорусских губерниях в состав женского костюма включалась понёва (юбка), отсутствовавшая в девичьем костюме.

Скромнее выглядела одежда стариков и старух. Носилась она без украшений и шилась из материй белого или темного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или понёвы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, в одних подштанниках, без штанов. Не полагалось старикам и праздничного костюма. В некоторых районах старухи после понёв снова надевали сарафаны.

Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин: им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике. Эти женщины плели косу как девушки и покрывали голову платком.

Еще больше различий было между праздничной и повседневной одеждой: в зависимости от повода женщины носили разную по цвету одежду, иначе повязывали платок. Повседневный костюм отличался большей простотой - состоял только из самых необходимых предметов одежды.

В отличие от повседневной праздничная одежда включала в себя большое количество деталей, характерных для данной местности. Рабочая одежда, как правило, повторяла повседневную.

<< Далее >>

###

Наши предки также имели обрядовые костюмы, предназначенные для ношения во время исполнения определенного ритуала: свадебные, похоронные, молёные.  

Обрядовый костюм отличался от обычного не столько набором входивших в него предметов, каким-либо особым покроем, сколько способом его изготовления, цветом, манерой ношения того или иного предмета (иногда отдельные предметы обрядовой одежды получали дополнительные детали). К примеру, женская похоронная одежда - «смертяная», состоявшая из рубахи, сарафана, платка, чулок, изготавливалась, как правило, из белого холста вручную, причем стежки швов были направлены от себя. Нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались.

Молёная одежда женщин из старообрядческих семей обычно состояла из белой рубахи, темно-синего или черного сарафана, пояса и платка, сложенного два раза по прямой линии и заколотого под подбородком.

Венчальная рубаха для девушки или парня не отличалась кроем от повседневной, но изготавливалась, как правило, в определенное время (часто накануне больших праздников). Мог отличать ее от праздничных и повседневных рубах также орнамент или цветовая гамма. К примеру, белый цвет считался траурным, поэтому практически не использовался в костюме невесты. Исключение составляли сироты, которые таким образом в день свадьбы поминали своих родителей. В костюме дружки на свадьбе обязательно присутствовало полотенце, которое завязывалось по поясу или перекидывалось через плечо, в костюме жениха таким особо значимым предметом была ширинка, прикрепленная к шляпе, и т. д.

Обрядовым мог стать также костюм или предмет одежды, головной убор, вышедший из употребления. Так, в начале XX века обрядовым костюмом на русском севере становится «штофная пара» - праздничный костюм девушек начала - середины XIX века. Невеста обязана была надеть ее для причитания на девичнике.

Обрядовыми стали многие девичьи головные уборы, которые ранее считались праздничными: головодец, почелок, венец и т. п. К концу XIX века они превратились только в головные уборы невест.

Весьма заметно сказывалась на костюме и разница в социальном положении их владельцев. Праздничный костюм богатого купца или крестьянина отличался от костюма его менее зажиточного соседа или просто бедняка большим количеством вещей, входивших в его состав, обилием и ценностью украшений, включением в костюм модных городских предметов, да и шился такой костюм из дорогих тканей.

Символом социального положения на Руси была шапка. Возможно, поэтому в помещении, в гостях, на приемах и даже перед государем шапки снимали не всегда. Чем выше был этот головной убор, тем знатнее был носивший его. Такое значение шапки и в настоящее время сохраняется в пословице «по Сеньке и шапка».

<< Далее >>