Начиная с конца  XVIII века  и до конца 20-х годов XX века, в традиционном русском костюме происходят изменения, связанные с влиянием европейской моды. Облегчается, упрощается праздничный костюм, например, в торжественных случаях перестали носить несколько шуб одновременно, чебаки (меховые шапки), надевавшиеся поверх кокошника, стали заменяться шалями, восточные шелковые, парчовые ткани уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевропейского типа.

Включение же в состав народного костюма элементов одежды европейского образца началось только в 20-30-е годы XIX века. При этом в большинстве случаев происходило органическое соединение национально-русских и европейских элементов. Хотя некоторые детали, вошедшие в костюм в это время, можно сразу определить как заимствованные, - это галоши, шляпки, зонтики, муфты и т. п.

Русский костюм изменялся и под культурным воздействием соседних народов: норвежцев, ненцев, аборигенов Сибири, Северного Кавказа. В него включались заимствованные у них предметы одежды - совик, малица, торбаза, малахай, чекмень и т. д., что было вызвано природными условиями, не привычными для русских, новыми занятиями (промысловое рыболовство, оленеводство), а также торговыми связями с соседями.

На протяжении XIX - первой четверти XX века происходила постепенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники - повойниками, повойники - платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны - поддевкам и т. д. 

Под влиянием городской моды в конце XIX в. на селе возникает и широко распространяется женский костюм парочка, именовавшийся «немецким», - в виде юбки и кофты, сшитых из одной ткани. Также появляется новый тип рубахи на кокетке, верх рубах - рукава - шьют из коленкора и кумача. Традиционные головные уборы постепенно заменяются хлопчатобумажными и набивными платками. Особенно популярны кумачовые и кубовые платки с красочными цветочными узорами. 

Русский костюм «умирал» долго - наказы предков нарушать было страшно, грешно. Только тогда, когда национальные традиции в одежде стали считать признаком косности и отсталости, когда верования в небесные силы стали называться безграмотностью, суеверием и мракобесием, только тогда крестьяне, с неохотой, стали отказываться от традиционного наряда. Окончательный же перелом произошел вместе с разрушением всего векового русского крестьянского уклада: созданием колхозов, обобществлением земли и запретом швеям шить на дому. Тем не менее, вплоть до сороковых годов двадцатого века по деревням еще донашивали косоворотки и епанечки, азямы и плахты.

<< Назад