Илья Муромец
Герои русских сказок предстали в неожиданных образах

Роман Папсуев сознательно старался уйти от стереотипов и интерпретаций отдельных авторов. Ведь все, что мы знаем о героях сказок, - это образы из детства, образы, подаренные нам гениальными Птушко, Роу, Васнецовым, Билибиным. То есть авторские интерпретации...

Иллюстрация "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
«Сказка ложь, да в ней намек…»

До XI в. сказка называлась кощуна. Слово «сказка» (от слова «казать») засвидетельствовано в русских письменных источниках XVI века. Тогда оно означало перечень, точное описание, а сказка называлась баснью. Начиная с XIX века слово «сказка» приобретает современное значение.

Лаковая миниатюра "Сказка о золотом петушке"
Волшебные сказки

Композиция волшебной сказки имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. Как правило, в основе сюжета находится повествование о преодолении потери, при помощи чудесных средств или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют старшее (царь с царицей, дед и баба) и младшее (Иван-царевич с братьями, сестры и так далее) поколения.

Русский лубок "Вор пришел во двор"
Заветные сказки

Заветные сказки - сказки «для взрослых», передавались из поколения в поколение в устной форме, пока известный фольклорист Александр Николаевич Афанасьев не собрал их в один сборник в середине XIX в. Правда, опубликовать свой труд исследователю удалось только в Женеве, потому что в России издание заветных сказок было запрещено. Впервые в нашей стране сборник Афанасьева был опубликован в конце XX в.

Герои сказок
Кумулятивные сказки

Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения.

Варвара Добровольская
Фольклорист Добровольская: Сказка пропагандирует силу души

Заведующая фольклорно-этнографическим отделом Государственного республиканского центра русского фольклора Варвара Добровольская рассказала корреспонденту портала «Россия для всех» о том, какие истории рассказывали на Руси детям и взрослым, как создавался «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова и почему Надежда Крупская запрещала сказки.