Музыкальная культура нашей страны корнями уходит глубоко в древность. Прорастая через века, она обогащала и обогащает мировую культуру бессмертными произведениями.

 

Хор Яркова – «Не в трубушку трубили» (свадебная песня, Московская область, начало XX в.)

Прекрасны народные песни России. Вплоть до середины XX века в каждом селе, в каждой области существовали свои песенные традиции, свои наигрыши, свои мелодии, тексты. Благодаря ученым-этнографам они записаны, и можно услышать, как пели в старину долгие протяжные и сказывали былины, как причитали на свадьбе, когда расплетали невесте косу, как звучит воронежский рожок, а как - курские кугиклы. Каждый человек имеет своё лицо, свой характер, - так же каждый город, каждая область в России не похожи друг на друга, и народные песни у всякого села были свои. Северные песни не похожи на южнорусские и казачьи, напевы сел Западной России разительно отличаются от сибирских. Такое различие связано с диалектными особенностями и с климатическими, природными условиями каждого региона. В южнорусских степях песня звучит широко, просторно, а на севере, где, как говорят в народе, и «рот-то широко не откроешь - холодно», напев в песне словно бусинки перекатывается или поземкой ползет. На западе, в Брянске, который в старину назывался Дебрянском из-за непроходимых лесов, поют гукальные песни, высокие, с громкими вскриками в конце строфы, чтобы поймать эхо и по звуку определить, прогрелась ли земля после зимы. Казачьи песни передают характер смелых, вольных людей, в исторических песнях донских, кубанских, оренбургских, терских, уральских и других казачьих войск рассказывается о походах, сражениях и победах славных защитников Государства Российского. В их строевых песнях чувствуется ритм упругой конской поступи, плясовые песни наполнены страстью и горячностью, а протяжные - бесконечны в своей тоске, красоте и грусти.

Древние традиции и обряды до сих пор сохраняются в некоторых сёлах и областях России. Каждый год на Петров день в селе Усть-Цильма жители собираются и проводят «Горку» - красочное, массовое действо, посвященное проводам весны. Люди надевают национальные костюмы, многие специально хранят старинные сарафаны для этого праздника, собираются на гулянье, водят хороводы - шествия, где каждая фигура танца имеет свой магический смысл, и поют обрядовые песни, - так праздник продолжается целый день. В Полесье кликают дождь специальными песнями, чтобы солнце не иссушило землю и не погубило урожай.

Песня хутора Мрыховский Ростовской области – «Что ты, жинка, губы жмешь?»

Протяжные песни, романсы, плясовые и частушки, скоморошины и былины - народная музыка явилась главной вдохновляющей силой для большинства русских композиторов. «Создает музыку народ, а мы же, композиторы, только аранжируем ее», - говорил Михаил Иванович Глинка. Со времен становления русской классической музыки и до наших дней фольклор питал русскую композиторскую школу. Множество произведений написано с использованием подлинных народных песен и наигрышей. Великие музыканты начинали свое восхождение к творческой славе изучения русской бытовой песни еще в XVIII веке.  Среди первых ее собирателей были - Николай Андреевич Римский-Корсаков, Милий Алексеевич Балакирев, Анатолий Константинович Лядов и другие.

Народная музыка и сегодня остается востребованной, потому что  для самоощущения и самосознания человека необходимо восприятие живой традиции: оно дает людям возможность почувствовать связь с родной землей, с родным народом, ощутить уникальность родной культуры и силу, сокрытую в нём самом. «Наши народные песни - это грандиозное сокровище», - писал композитор Георгий Свиридов. В них есть все, что нужно... Это музыка нашего будущего».

 

Минулина Алёна