- Не вызывает ли у Вас беспокойство снижение уровня грамотности россиян?

- Давайте уточним, что именно мы понимаем под снижением уровня грамотности. Вероятно, вы имеете в виду возросшее количество ошибок в письменной речи (традиционно грамотность связывают именно со знанием правил правописания). Да, ошибок стало больше, но это произошло потому, что самих письменных текстов, выносимых на всеобщее обозрение, стало больше, прежде всего благодаря интернету. Ведь еще несколько десятилетий назад каждый издаваемый текст проходил через редакторов и корректоров, а в наши дни опубликовать любое сочинение можно одним кликом мыши. Важно осознать этот фактор: интернет впервые в истории человечества предоставил возможность практически любому носителю языка независимо от его уровня грамотности сделать достоянием общественности любой созданный им текст, пусть даже содержащий огромное количество ошибок. Это стихийное явление, с которым мы вряд ли можем что-то поделать.

- По Вашему мнению, этот, видимо, закономерный процесс не должен нас беспокоить?

- Не совсем так. Беспокоят меня три явления, которые, на мой взгляд, тоже связаны с проблемой снижения уровня грамотности. Первое - катастрофическое неумение наших соотечественников пользоваться словарями, незнание того, какие бывают словари, для чего они нужны. Доходит до того, что некоторые проверяют правописание по словарю Ушакова (изданному еще в 1935-1940 годах, в то время как действующие правила правописания приняты в 1956 году) или вообще по словарю Даля, а новость о том, что в современных словарях допускается ударение «договор», вызывает бурю негодования чуть ли не до сбора подписей в интернете, хотя такое ударение отмечено еще в изданиях 1950-х годов и вовсе не является каким-то нововведением. Вряд ли многие российские семьи могут похвастать наличием в домашней библиотеке обширной коллекции словарей современного русского языка, и еще меньше человек регулярно обращаются к словарям. «А зачем мне покупать современные безграмотные словари, если дома есть хороший словарь Ожегова 1972 года», - так рассуждают многие. Но ведь язык меняется постоянно, и словари фиксируют эти изменения! Ну представьте себе, что к экзаменам на права вы будете готовиться по правилам дорожного движения, опубликованным в 1972 году в журнале «За рулем».

Второе - массовое увлечение так называемой любительской лингвистикой, то есть распространением досужих вымыслов об истории русских слов, которые приводят их авторов к совершенно диким выводам о том, что история восточнославянского (или даже непосредственно русского) языка насчитывает несколько тысячелетий, а славяне - предки всех народов мира. Это хорошо известные рассуждения из серии «слово разум происходит от имени бога Ра, а слово Россия возникло, когда арии рассеялись», сочиняемые кем угодно - писателями-сатириками, философами, математиками... Можно себе представить, чтобы сейчас кто-нибудь серьезно обсуждал сочинение, где бы утверждалось, что звезды прибиты гвоздями к небесному своду? Возможны ли теледебаты на тему: «Земля стоит на трех слонах или трех китах?». А вот сочинения о языке точно такого же уровня не только активно обсуждаются, но и принимаются на веру огромным количеством людей.

И третье - большая любовь журналистов к распространению сенсаций о реформе языка. Вот простой пример: вышел новый словарь, журналист открывает его и видит непривычное ему слово «брачащиеся». Тут же он выпускает материал о «реформе языка» с заголовком «Новые нормы языка: брачующиеся стали брачащимися». Этот материал перепечатывают почти все СМИ, в блогах и на форумах интернет-пользователи бушуют, обвиняя безграмотных лингвистов в порче языка, строя догадки, когда теперь в словарь включат слово «ложить», и лишь единицы открывают словари 1950-х, 1960-х, 1970-х годов и видят, что слово «брачащиеся» преспокойно в этих словарях живет, в то время как никаких «брачующихся» там нет и в помине. Так какое же слово считать новой нормой и почему журналист, увидев непривычное ему слово, не заглянул в другие словари?

Все эти факты говорят о том, что очень мало россиян представляет себе, что есть такая наука - лингвистика, что язык - это отнюдь не правила правописания, что его нормы зафиксированы в словарях и справочниках, которые надо иметь на книжной полке и которыми надо уметь пользоваться. Не зря же говорят, что чем грамотнее человек, тем чаще он заглядывает в словарь.

- Как повышать уровень грамотности россиян, на Ваш взгляд? Какую политику должно проводить государство для этого?

- Многое в этом направлении уже делается: издаются словари, проводятся олимпиады по русскому языку для школьников и студентов, значительные средства выделяются на поддержание русского языка за рубежом, в том числе в странах СНГ. Наш портал работает благодаря поддержке Роспечати. Но хотелось бы, чтобы государство оказывало поддержку популяризации науки (в том числе через СМИ), научно-просветительской деятельности. Сейчас на центральных телеканалах нет ни одной передачи о русском языке, ни одной! Скандалов, интриг, расследований - сколько угодно; экстрасенсов, колдунов, магов - в избытке; упомянутые писатели-сатирики с новейшими «лингвистическими» открытиями с еженедельными концертами выступают, а просветительских передач, в которых рассказывалось бы о русском языке и его истории, просто нет. Несколько лекций о языке прошло на канале «Культура» в проекте Academia, но этого явно недостаточно.

И не надо считать, что это скучно и никто смотреть не будет. Вспомните, какие рейтинги были у «Полиглота» с Дмитрием Петровым на «Культуре», какой интерес эта программа вызвала у телезрителей. Рассказывает человек с экрана о спряжении итальянских глаголов - и оторваться невозможно. И о русском языке можно сделать интереснейшие программы, и телезритель по ним изголодался, но такие интеллектуальные, просветительские передачи, к сожалению, для телевидения не в тренде: вон, «Своя игра» еле удержалась в эфире. Вот здесь государство, как мне кажется, могло бы повлиять.

- Возможно ли в обозримом будущем увидеть россиян снова в качестве самой читающей нации? Что для этого нужно сделать?

- Я не думаю, что россияне стали нечитающей нацией. В метро куда ни посмотришь - люди читают, пусть у многих в руках уже не бумажные книги, а электронные, но - читают. На московской книжной ярмарке не протолкнуться. Россияне читают, другое дело, что в век интернета, айфонов и айпадов непросто найти время закутаться в плед и посидеть на любимом диване с любимой книгой. Ну а о том, как приучить детей к чтению, говорилось уже неоднократно, и справедливо говорилось: чтобы ребенок захотел взять книгу в руки, он должен почаще видеть родителей с книгой в руках.

- Является ли язык одной из главных составляющих самоидентификации личности по этническому признаку? С чем ассоциируется «русскость» у русских, на Ваш взгляд? Пушкиным, Гагариным, огромной территорией, православием?

- Я думаю, что русский язык - это как раз то, что нас объединяет, делает нас народом, гражданами одной страны. Нас очень многое разделяет и мало что объединяет. У нас многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой, к сожалению, далеко не всё в порядке с дружбой народов, в которой слово «толерантность» стало для многих едва ли не ругательством, в которой кипят ожесточенные споры на социальные, политические, экономические, исторические темы. А что у нас общего? Пожалуй, только язык. О чем бы мы ни спорили - о прошлом, настоящем или будущем, какую бы позицию ни разделяли - да здравствует или долой, за или против, с или без, мы спорим на одном языке. Русский язык - он как Пушкин, он наше всё.