Одним из почетных гостей и членов жюри завершившегося в Сочи фестиваля «Кинотавр» стал Евгений Гальперин. Этот композитор российского происхождения живет и работает во Франции, его музыку можно услышать в фильмах Люка Бессона и Асгара Фархади, в «Голодных играх», в «Битве за Севастополь» Сергея Мокрицкого и в «Нелюбви» Андрея Звягинцева. В интервью корреспонденту РИА Новости Павул Гайкову он рассказал, как впервые влюбился в кино, прогуливая школу, и как «вслепую» сочинял музыку для «Нелюбви».

 

Секреты фильма «Кавказская пленница»: что осталось за кадром
Секреты фильма «Кавказская пленница»: что осталось за кадром
— Евгений, у вас потрясающая фильмография, в которой есть и несколько проектов с участием Роберта Де Ниро. Удалось с ним пообщаться?

— Если можно считать общением, когда человек с трясущимися коленями пытается выговорить два-три слова актеру, которого он всю жизнь любит и уважает, то да. А по-настоящему — нет. Но это неважно. Мне интересны его персонажи. Де Ниро — самый универсальный актер в истории кино, он может быть кем угодно и при этом всегда остается собой. А какой он человек, я не знаю, но это совсем другая тема.

Я работал с Де Ниро сначала в фильме «Малавита» Люка Бессона и совсем недавно — в картине Бари Левинсона «Лжец, великий и ужасный». Левинсон — легендарный американский режиссер, который сделал «Человека дождя», «Доброе утро, Вьетнам», «Спящих» и много других знаковых фильмов. Ему уже 74 года, а у него в работе — восемь проектов. Он фантастический трудоголик, как и все в Голливуде. И между прочим, многие американские журналисты отметили, что Де Ниро сыграл у Левинсона свою лучшую роль за последние 15 лет, снова сыграл по-настоящему. 

— С чего вообще начиналась ваша любовь к кино?

Восьмилетняя Нарияна из Якутии становится популярной по всему миру
Фарфоровая девочка. Нарияна покоряет модельные агентства и интернет
— В конце 80-х я учился в обычной школе на окраине Москвы, в Бибирево. Для 14-летнего пацана жизнь была довольно жесткая: постоянные разборки, драки во дворах и в школе, я носил с собой в портфеле кирпичи, чтобы отбиваться. Особенно тяжело стало, когда мои одноклассники добрались до классного журнала и увидели, что я еврей. Тогда это писалось. Кто-то объявил меня своим кровным врагом и предателем, кто-то, наоборот, стал меня защищать. Все это странно, особенно если учесть, что родился я в Челябинске, а не в Израиле. Драки утомляли своим однообразием, поэтому я начал прогуливать школу и ходил в кино.

Некоторые фильмы я посмотрел по нескольку раз. Например, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», который почему-то шел у нас в это время, я посмотрел раза три. А фильм «Однажды в Америке» с тем же Де Ниро произвел на меня эффект разорвавшейся бомбы. Я вышел из зала с ощущением, что у меня заложены уши, с белым светом в глазах. Это было очень мощно!

То, что кинотеатр стал моим убежищем, думаю, тоже сыграло свою роль. Когда мы смотрим фильмы, мы оказываемся как бы вне времени. Мы становимся бессмертны: что бы ни происходило в фильме, с нами все равно ничего не случится.  Я, кстати, думаю, что по схожим причинам люди любят слушать одну музыку по многу раз. Музыка тоже работает по своему временному кодексу, и чем больше мы знаем ее, тем больше ощущение безопасности.

— Я слышал, что некоторые композиторы относятся к своим коллегам из мира кино с пренебрежением — мол, это слишком несерьезно. Это так? 

— В консерватории в Париже у меня был педагог, у которого были твердые понятия обо всем на свете. Когда я только поступил, он мне сказал: «Слышал, вы там направо-налево занимаетесь, пишете музыку к кино». И я ответил, что не направо и не налево, а прямо занимаюсь этим. «Но вы понимаете, что это проституция?» — возмутился он. «Что ж, видимо, я люблю проституцию», — ответил я.

Поклонская рассказала о своей личной жизни и попытках дать ей взятку
Поклонская рассказала о своей личной жизни и попытках дать ей взятку

Такие мнения действительно встречаются, хотя сейчас уже все реже и реже. Многие гениальные композиторы писали музыку к кино, включая Шостаковича для «Короля Лира» и Прокофьева для фильмов Эйзенштейна. Язык не поворачивается назвать их работы «саундтреком». Это гениальная музыка!

Но, конечно, история кино знает и менее выдающихся композиторов. Сама по себе задача написать музыку под картинку не такая сложная. В среднем коммерческом кино часто можно услышать работы композиторов, которым нечего сказать миру. Хорошего всегда мало, и это большая радость встретить что-то великое.

А кроме того, радость от чувства презрения к тому, кто занимается чем-то другим, распространена у нас повсеместно, не только в музыке. В среде композиторов, например, есть два лагеря: неоклассиков, которые пишут тональную музыку, и авангардистов, занимающихся атональной музыкой. И они тоже воюют друг с другом.

© РИА Новости, Е. Чеснокова
Актёры Алексей Розин, Марьяна Спивак, режиссер Андрей Звягинцев, композитор Евгений Гальперин и продюсер Александр Роднянский (слева направо) перед показом фильма режиссёра Андрея Звягинцева "Нелюбовь" в рамках 28-го Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" в Сочи.

— Во время вашего мастер-класса на «Кинотавре» вы говорили, что писали музыку к фильму «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, совершенно не видя отснятого материала, зная только сюжет. Объясните, как такое возможно?

12-летняя Нина Бычкова попала в Книгу рекордов России с самыми длинными волосами
Сибирская Рапунцель. Как 12-летняя Нина отрастила волосы до рекорда РФ
— У меня такого не было никогда. Я знаю, что Теренс Малик для «Древа жизни» также просил французского композитора Александра Депла писать без картинки. И тот написал полтора часа музыки, из которых в итоговый фильм вошло 15 минут. Я написал примерно 25 минут, из них в фильм вошло 17.

У меня тогда был такой период в жизни, когда мне просто хотелось свободно писать музыку. А Андрей не хотел показывать мне картинку, чтобы я не писал музыку под нее и не был от нее зависим. Он даже сценария не дал прочитать. Он привык работать с музыкой так, чтобы она лежала перед ним, а он брал по чуть-чуть отовсюду. Словом, у меня была полнейшая свобода, и я решил, что если музыка не подойдет Андрею, то я просто включу ее в свой альбом и выпущу отдельно.

— Чем вы вдохновлялись?

— Я начал представлять, что происходит в голове родителей, которые разводятся, продают квартиру, испытывают стресс из-за возможной потери работы. И вдруг все это уходит на второй план, и все твои мысли сводятся только к одному — найти своего ребенка… У тебя только одна мысль, а значит, одна нота, один аккорд, один ритм. Так я начал делать композицию «11 циклов ми». Мне было интересно понять, можно ли сделать музыку только с одной нотой и одним ритмом. Естественно, она потом развивается и уходит в свой космос, но начинается только с одного аккорда и опирается в дальнейшем только на него. Это была интерпретация идеи вечного поиска и реинкарнации.

Вундеркинд Илья Раевский на конференции Startup Village в Сколково
«В вузе его ждут в 14 лет». Мечты и жизнь ярославского вундеркинда
Затем я написал «Тревогу» с продолжительной, как сирена, нотой. Она была сделана из звука сломанного велосипедного колеса, на котором я играл смычком. Получилось странно и страшно.

Известно, что у слепых развиваются особые способности. Также и я, погружаясь в историю без картинки, пропускал через себя чувства и смыслы. И где-то, в каком-то астрале, все срослось. Мы поменяли три секунды в конце — и все. Конечно, мне помогло знание фильмов Андрея, это один из моих самых любимых и близких режиссеров. И это стопроцентно соответствовало тому, что мне интересно и что я ищу.