- Елена Васильевна, известно, что российский турист - самый избалованный в мире. Об этом все знают.

- Я не могу сказать, что он такой уж избалованный. Я могу сказать, что он просто уже тоже много увидел, посетил много стран. Вначале, когда открылось все, конечно, люди поехали, и были востребованы и культура, и отдых, но если сравнить с другими туристами, то наши самые щедрые. Это известно.

Вот даже в Юрмале сейчас мэр признался, что российские туристы - это совсем другое и что оставлять больше, отдыхая, - это в нашей душе заложено, у россиян.

Не ведь не только отдыхать! Мы и работаем много. Говорят, что русские не работают... Работают еще как!

- Статистика была... Если российский турист приезжает в Турцию, он привозит 4000 долларов, европейцы - 2000 долларов, американцы - 1000 долларов. Это тоже показательно.

- Да-да, конечно.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте.

- Общественная палата Российской Федерации открыла такой проект - «Отдыхаем в России». Очень важно привлечь внимание к внутреннему туризму. Ведь у нас многие годы до этого было ориентировано на отдых за рубежом. Кто на море, кто в какие-то страны. Вопросами развития внутреннего туризма занимались мало.

Во-первых, сейчас принята Национальная стратегия развития внутреннего и въездного туризма. Кроме того, есть федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма до 2018 года, и уже сейчас подтверждено, что она будет продлена. К сожалению, из-за кризиса она немного урезана, но я надеюсь, что потом объемы средств будут восстановлены.

Самое уникальное в этой федеральной целевой программе - это развитие туристских кластеров. Там подразумевается частно-государственное партнерство, то есть государство из бюджета выделяет 1,5 рубля, а где-то 3 должны найти местные региональные власти, какие-то инвесторы, малый и средний бизнес. Но государство также берет на себя важный момент - это прокладка трасс, создание дорог, электричество. И это уже тоже поддержка и малого, и среднего [бизнеса].

Регионов много, но из-за плохой информированности многие не знают, что даже в стране есть, даже в своей области. Многие не ездили, не знают.

Вот сейчас, например (этого много лет добивались, и наконец-то), в «РЖД» с 2016 года действует 50-процентная скидка для школьников в летний период. И сразу увеличился пассажиропоток, но очень долго пришлось пробивать это, и, слава богу, это наконец решилось.

Ведь это очень важно. Школьники всегда составляют значительную часть туристов, и вот поэтому Общественная палата решила сделать такую акцию. Мы ее активно поддерживаем. Я могу сказать, что «Русская медиагруппа» сейчас совместно с Общественной палатой и Ростуризмом тоже активно поддерживают эту акцию. А также мы хотим совместно с МИА «Россия сегодня» и порталом «Россия для всех» тоже активно эту акцию продвигать.

Мы хотим запустить такой конкурс (будет несколько номинаций), чтобы пользователи присылали свои фотографии, и самые лучшие мы опубликуем на сайте, проведем выставку работ в Общественной палате, будут какие-то призы. «Русская медиагруппа» будет использовать людей из шоу-бизнеса, артистов, чтобы они выкладывали свои фотографии с отдыха в России.

Ведь у нас очень много мест, а многие даже не слышали о них. У нас активно развиваются народные промыслы. Совсем недавно в Общественной палате мы провели выставку работ «Торжокские золотошвеи». Оказывается, этому промыслу уже около 1000 лет. В 1990-х он был практически на грани вымирания, еще немножко, и он прекратил бы свое существование.

Но есть энтузиасты, они смогли возродить этот промысел и открыли музей, проводят фестивали, делают проекты, и, естественно, туристический поток увеличился.

К сожалению, я не могу сказать, что все россияне очень хорошо знают про торжокских золотошвей, - мало информации. Конечно, нужно активнее привлекать и СМИ, и центральное телевидение.

Мы все видели прекрасные ролики про Сочи, сейчас идет подготовка к чемпионату мира по футболу - 2018, Крым и так далее, но все-таки мало баннеров, рекламы.

К сожалению, туристические компании вывешивает баннеры про отдых в Турции, в Арабских Эмиратах... Надо больше про российские места, тем более энтузиастов много.

Уже по России не один год идет конкурс туристских брендов малых городов, регионов, мест. Был проведен анализ, и вы знаете, как только появились узнаваемые бренды, сразу увеличился поток туристов.

Где-то это медведь, где-то это кувшинка, например, или еще что-то, и фестивали проводятся, и туристы больше едут. А ведь мы заинтересованы также и в иностранных туристах. Когда они лучше узнают, увидят какие-то интересные фотографии...

Вот сейчас Ростуризм проводит конкурс на туристский бренд России. Символично, что участвовать будут не только общественники, разные организации, но и профессионалы. Это правильно, потому что нужна узнаваемость России, потому что страна огромная и очень сложно все вместить. Но туристский бренд очень важен. Туристы на это едут, знают.

Поэтому же стоит задача развития внутренних авиаперелетов. Получается, что иногда доехать за рубеж дешевле, чем внутри страны, ведь расстояния огромные.

На территории России у авиакомпаний действует НДС, он был 18%. Сейчас его снизили на 10% до 2018 года. Вот это снижение. Дальше - цена на топливо.

То есть нужно смотреть, какие-то точки снижать. Вот сейчас, например, очень положительно субсидированы авиаперелеты в Крым. Если мы возьмем «Аэрофлот», билет стоит 7500 рублей туда-обратно. Это достаточно бюджетно. Сейчас огромные средства вкладываются по целевой программе интеграции Крыма и Севастополя, несмотря на кризис, финансирование этой программы не было сокращено. Сейчас там идут большие работы по очистным сооружениям, по свету, строится мост, потому что Крым уникален.

У нас прекрасная также есть Балтика, Светлогорск, Зеленоградск и другие. Дальше у нас есть курорты Северного Кавказа, озеро Байкал.

Сейчас очень многие регионы начинают активно учувствовать в этой программе. Нужно, чтобы были активнее местные руководители, сами жители.

Вот молодежь у нас активная. Мы также запустили с Российским союзом молодежи проект «Молодежная карта привилегий», где планируются разные скидки, в том числе на самую дорогую составляющую - на проезд.

- Вы сказали, что «РЖД» сделали скидку 50% для детей. Это по вашей инициативе?

- Вы знаете, здесь я могу сказать, что это были совместные усилия. Это и я не один раз писала, и Ольга Юрьевна Голодец, и надо сказать, что действует комиссия по детскому и юношескому туризму. Ее возглавляет Ольга Юрьевна Голодец. Ей низкий поклон, она тоже очень много занималась, пробивала, и, наконец, совместными усилиями, усилиями общественного совета при Ростуризме удалось все-таки, «РЖД» пошли навстречу и это сделали.

И вот сейчас они сами отметили, что значительно увеличился пассажиропоток.

- А вот еще про детский туризм. Вот есть такие лагеря, как «Артек». Они еще больше, наверное, будут развиваться?

- Конечно! Во-первых, «Артек» уже достаточно восстановился. К тому же у нас есть крупные «Орленок», «Океан» на Дальнем Востоке. Сейчас появился еще «Сириус» - это где молодая и талантливая молодежь поддерживается и в научном, и в культурном плане.

Мы провели мониторинг состояния детского отдыха в лагерях в России (сейчас, к сожалению, трагедия в Карелии случилась), за 5 лет выявлены, к сожалению, такие факторы сейчас: на одного взрослого раньше приходилось три ребенка, а сейчас - восемь, так что страдает безопасность детей.

Многие востребованные в 1990-х лагеря перепрофилировались, разрушились или были перепроданы. Сейчас же идет активное выставление.

Вот после трагедии Голодец подтвердила, что с сентября электронные торги на покупку путевок в эти лагеря будут отменены. Это правильно, потому что как можно? Это же жизни детей. Поскольку есть определенная стоимость этого товара, услуги, то невозможно за меньшую сумму обеспечить безопасность или оборудовать так, чтобы дети жили не в палатках, а в нормальных корпусах. Положительно, что эти торги будут отменены.

Также наша комиссия рассмотрела законопроект, который подготовило Министерство культуры, о лицензировании деятельности гидов, перевозчиков и инструкторов-проводников. Это очень важный проект, мы его рассмотрели, внесли свои замечания и считаем, что в осеннюю сессию, после выборов, он сразу же должен быть срочно внесен и рассмотрен депутатами.

Это очень важно, потому что это касается безопасности, и сейчас растет интерес к экстремальному туризму. А ведь в настоящее время даже такой профессии, как инструктор-проводник, нет в перечне профессий.

В чем еще трагедия? Там была куча нарушений, они не проходили курсов МЧС, они сами по возрасту молодые... Если, может быть, они были бы опытными...

Мы проводили опрос в «Парламентской газете», и представители МЧС согласились с нами в том, что, прежде чем выходить на такой маршрут, нужен инструктаж МЧС или чтобы на маршруте были посты МЧС, как раньше было, в советское время. Это все связано с жизнью, с безопасностью и туристов, и нашей молодежи.

Беседовала А.Ниязалиева