Корреспондент «России для всех» побеседовала с учителем-логопедом дошкольного отделения одной из школ Москвы Екатериной Александровной Тихоновой, которая 11 лет занимается коррекцией речи у детей дошкольного возраста.

Екатерина Александровна, почему вы решили стать логопедом?

- Мне всегда очень нравились русский язык и медицина. Я не могла выбрать между профессией врача и филолога и вот нашла что-то среднее - смежную профессию. Мне хотелось работать с людьми, помогать людям и видеть результат своей работы. Ведь приятно, когда дети говорят красиво!

Скажите, пожалуйста, чем занимается логопед-дефектолог?

- Логопед-дефектолог - это очень широкая специальность. В целом дефектология в себя включает и логопедию, и сурдопедагогику, и тифлопедагогику, и олигофренопедагогику. Мое направление - логопед-олигофренопедагог. Я занимаюсь коррекцией дефектов речи у детей. Я наблюдаю за речью всех детей посещающих наш детский сад, и если есть необходимость, то дети приходят ко мне на индивидуальные занятия. Я считаю, что очень важно, чтобы в наших детских садах такая услуга оставалась как можно дольше доступной и была бесплатной.

Какие нарушения чаще всего встречаются у детей?

- Это нарушения звукопроизношения. Они встречаются почти у каждого ребенка. В возрасте до 4,5-5 лет не выговаривать какие-то звуки является нормой для ребенка, а уже к 5 годам произношение должно полностью сформироваться.

Расскажите, что это?

- Это целый ряд дефектов произношения. Среди них можно выделить группы шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), сонорных (л, р) звуков. Иногда встречаются дети с отсутствием звуков «д» или «г», «д» и «т».

Можно ли исправить то или иное нарушение у взрослого человека?
- Это можно исправить в любом возрасте. Было бы желание.

Скажите, пожалуйста, могут ли родители самостоятельно заниматься с ребенком? Будет ли от этого результат?

- Разумеется, лучше обратиться к специалисту. Конечно, сейчас много литературы по логопедии, но все равно нужна помощь специалиста, с тем чтобы выбрать правильный путь коррекции. Подход должен быть индивидуальным. Даже если у нескольких детей имеется нарушение произношения звука «р», подход к каждому будет свой. Причины возникновения нарушения могут быть совершенно разными. У кого-то может быть низкий тонус мышц языка, у кого-то, наоборот, слишком высокий тонус, у кого-то может быть слишком короткая подъязычная связка. Такие особенности родители не смогут выявить самостоятельно. Однако и без участия родителей работать очень трудно, нам необходимо работать сообща. Учитель-логопед вместе с родителями должен создать положительную мотивацию у ребенка. Кроме того, родители должны контролировать выполнение домашнего задания, которое я задаю, потому что для успешной коррекции необходимы ежедневные тренировки.

Скажите, пожалуйста, есть ли смысл в отдельных школах для детей мигрантов?

- Мне кажется, это нецелесообразно. Обучение в каждой конкретной стране должно быть одинаковым для всех - и для местных, и для приезжих. Есть каноны обучения и образования, и они должны быть доступны и одинаковы для любого ребенка.

Каково ваше мнение по поводу инклюзивного образования?

- Как дефектолог я отношусь к этому неоднозначно. Как и у всего, здесь есть две стороны. С одной стороны, это очень здорово, когда все дети обучаются вместе. При общении с другими детьми, у детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) появляется позитивный настрой и хорошее настроение, а это очень важно для лечения или адаптации. С другой же стороны, это все крайне трудно реализовать на практике. При том количестве логопедов, психологов, дефектологов и других специалистов, которые работают в наших школах, при такой наполняемости в классах и группах, не будут ли дети с ОВЗ ущемлены и испытывать недостаток внимания со стороны педагогов? При введении инклюзивного образования очень важно, чтобы не были ущемлены права ни одного ребенка. В случае же, если получится решить все подобные проблемы, я обеими руками за инклюзивное образование.

Скоро 1 июня - Всемирный день защиты детей. Что приготовил ваш сад для своих воспитанников?

- В этом году, а 1 июня мы празднуем каждый год, у нас будет спортивный праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».

Расскажете?

- Отличительная особенность будущего праздника в том, что это будет мероприятие и для детей, и для родителей. Герои сказок пригласят участников праздника совершить увлекательное путешествие-эстафету на волшебном поезде, где на каждой остановке детей и родителей будет ждать новый спортивный конкурс. Сейчас очень важно проводить такие конкурсы, потому что в век, заполненный телевидением, интернетом, гаджетами и так далее, общение родителей с детьми сводится к минимуму, и надо использовать любую возможность для общения.

Ваше пожелание родителям и детям?

- Как логопед я бы хотела пожелать и детям, и взрослым никогда не опускать руки и никогда не сдаваться. Терпение и труд все перетрут.

Обращаясь к родителям, я скажу словами известного педагога Януша Корчака: «Одна из грубейших  ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...». Помните об этом, дорогие родители!

 

Беседовала Евгения Башкирова