В Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского 19 октября состоялся концерт русских обрядовых песнопений в исполнении участников Фольклорного ансамбля консерватории.

Зрители услышали старинные хороводные песни Рязанской области, где сохранился обряд поклонения березе на Троицу, протяжные, свадебные, солдатские песни Рязанской и Калужской областей. Артисты водили хороводы и даже играли на стволовых дудках - женском музыкальном инструменте, который бытовал в Брянской и Калужской областях.

Руководитель коллектива профессор МГК Наталья Николаевна Гилярова рассказала корреспонденту портала «Россия для всех», что значила песня для наших предков.

- Наталья Николаевна, после вашего выступления создается впечатление, что на Руси пели все...

- Это абсолютно верное впечатление. Когда я ездила в свои первые экспедиции, то всегда удивлялась - неужели все могли петь? И действительно, да, все пели.

- Вне зависимости от музыкальных данных, таланта?

- Понимаете, можно долго обсуждать, что такое талант. Есть традиция, есть некие художественно-эстетические каноны. Дело в том, что смешно и чудно в старину было ничего не уметь делать: тогда, простите, и девку бы замуж не взяли, если она ни ткать, ни прясть, ни петь, ни плясать не умела!

- Дети тоже пели?

- Дети были первыми слушателями, они слушали песни постоянно, еще находясь в утробе матери, потому что на Руси пели всегда. Даже в Великий пост, то есть в период запрета на развлечения, мать могла за прядением петь духовные стихи, веснянки (которые песнями не считались), и дети слушали. Я вам скажу, что дети были самыми внимательными наблюдателями свадеб, например...

Потом, у них были свои ватаги, игры, во время которых они обязательно припевали. Детей водили в храм, где они тоже слышали пение и приобщались к нему. В церковно-приходских школах были уроки, на которых малыши пели, разучивали песни, - без детей ничего не происходило.

- Следует ли обрядовые песни отделять от народных, заключать их в особую группу?

- Это народные песни, связанные с определенными действиями, законами, мифологическими представлениями. Календарный обряд связан с календарными датами, свадебный обряд - с переходом девушки в состояние замужней женщины. Дело в том, что элементы многих обрядов со временем трансформировались, становясь элементом развлечений. Возьмем, к примеру, дудки, на которых мы сегодня сыграли. Бабушки рассказывали, что раньше с этими дудками женщины обходили поле перед засеванием озимых. А что такое обойти поле, играя на дудках? Это же явное обращение к высшим силам! Это потом уже начали под них плясать, петь частушки. Традиция игры на стволовых дудках, безусловно, имеет сакральные, обрядовые корни. Или обряд кумления (посестримства) на Троицу - потом он перешел в форму развлечений девочек-подростков. Эта традиция тоже имеет свое сакральное прошлое.

- Вы записывали песни не так давно - в 1970-1980 годах. Получается, народные русские песни не умерли в советский период?

- Эти песни умирают с деревней: опустели деревни - умирает песня. А гонения на народную песню были не только в советское время. В XVII веке существовали запреты на исполнение коляды, авсеня - церковь считала их проявлением язычества. Уже в конце XIX века, этнографы, фольклористы и музыканты били тревогу, отмечая, что традиционную народную песню вытесняет песня фабрично-заводская, городской мещанский романс. Тем не менее песня продолжала жить, оставаясь любимой в народе. В ХХ веке мы пережили много потерь - Первая мировая война, две революции, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война. Мало того, что сократилась доля мужского населения нашей страны, в целом население стало более мобильным - люди покидали деревни и селились в городах. А если человек отрывается от своих корней, ему очень сложно сохранить свои традиции!

- Добавлялось ли в тексты что-то новое, «советское»?

- Иногда да. Читаем текст одной из свадебных песен, где «Свекру угодить - постель постелить. Свекрови угодить - на речку сходить, а деверю угодить - у клуб проводить». Вот вам, пожалуйста, неологизмы - не думаю, что в дореволюционное время в деревнях были клубы...

- Случалось ли так, что люди, переезжая из деревень в города, сохраняли свои традиции?

- Да, если в семье приезжего была крепкая традиция. Я спрашивала таких людей, как им удалось сохранить свои традиции? Они отвечали, что уже будучи в городе, собирались всей семьей за столом, пели свои песни...

- Нужна ли народная песня современным россиянам?

- Сейчас есть заинтересованная молодежь. Но интерес есть, а знаний нет. Начинаешь заниматься с детьми, подростками - для них русская песня является настоящим открытием, причем не только для них, но и для их родителей. Люди естественным образом заряжаются положительной энергией от песни, отдыхают. Я бы сказала, что интерес к народной песне у современных россиян - это естественная потребность знать, кто мы есть в общечеловеческом плане.

- Вы выступаете за сохранение народной песни в ее первоначальном варианте или допускаете ее издание в современной обработке, чтобы сделать ее более популярной у современного слушателя?

- Трудно сказать. В 1930-е годы русскую песню обрабатывали для народных хоров, это считалось идеологически более верным. Тогдашних исполнителей выстраивали, что называется, под одну гребенку: они были одного роста, в одинаковых костюмах с блестками и пели одинаковыми голосами.

В свое время был спор, как надо исполнять народную песню - как это делает ансамбль Дмитрия Покровского или так, как поет народных хор Гнесинского института. На мой взгляд, всё имеет право на существование и всё имеет свою публику. Не надо устанавливать какие-то рамки - люди сами найдут то, что им по вкусу.