Исследователи отмечают, что традиция праздновать Масленицу пришла на Русь из Италии. Пиршество в русских городах и деревнях напоминало итальянские карнавалы, которые восходят к языческим обрядам - сатурналиям. В России Масленица начиналась после вселенской родительской субботы, в которую, по обычаю, поминают умерших. В течение Масленой недели церковь вспоминает изгнание Адама из рая, подготавливая христиан к Великому посту. В это время народ предается масленичным удовольствиям - «попойкам и пиршествам», гуляньям, катаниям с горок и т.д.

Сырной неделей период Масленицы называют потому, что в это время русские готовят «сырные» блюда - из яиц и молока (масло, творог, сыр).

Масленичное пиршество условно разделяли на три части: понедельник - встреча Масленицы, четверг - разгул, или широкая Масленица, в воскресенье устраивали проводы Масленицы.

Основную роль в русской Масленице играют блины, которые хозяйки выпекают в течение всей Сырной недели. На Сырной неделе наши предки ходили друг к другу в гости и угощали друг друга блинами и прочими лакомствами.

Блины у русских издревле являлись также символом поминовения усопших. В Тамбовской и некоторых других областях первый блин, испечённый на Сырной неделе, клали на слуховое окно, посвящая его ушедшим из жизни родителям.

На Масленицу во всех российских городах, деревнях и селах устраивали народные гулянья и маскарады. В Петербурге основные празднества проводились на Исаакиевской площади, где «были устраиваемы и балаганы, и ледяные горы, и карусели, а по окраинам или вне пределов этой местности, назначенной для удовольствия публик, так называемой горной, была установлена езда в экипажах, прогулка аристократии и вообще богатого народа».

В Москве до XVIII века катания проводились на Москве-реке и Неглинной от Воскресенских до Троицких ворот, «где ныне разбит Александровский сад».

Российские императоры традиционно на Масленицу устраивали маскарады.

Современники отмечали, что императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленицу гвардейских унтер-офицеров с женами, и они «тешились плясками, тут же бывали и другие народные забавы».

При Елизавете Петровне катания проводились в любимом государыней селе Покровском (прежнем Рубцове), где она «со своими придворными каталась на лыжах и на санях».

После своей коронации Екатерина II дала «блистательный маскарад в аллегорической процессии на городских улицах, который сочинен был актером Волковым, под названием Торжествующей Минервы».

С XVIII века в России начала формироваться традиция масленичных игрищ, заимствованная в Европе. Участники наряжались «козой с рогами, к которым привешивались бубенчики» и всячески потешали толпу.

Любимой народной потехой русских были кулачные бои. Нередко в старину игрищами любовались цари и князья.

###

В областях центральной России «Масленицу» возили по улицам: «берут огромные сани, в которые впрягаются 12 лошадей, в этих санях возят ряженого мужика, который сидит на колесе, держа в одной руке полуштоф с вином и калачи». Его сопровождали музыканты, а за санями шли местные жители.

В некоторых районах Сибири, а также Пензенской области был известен обычай сооружать так называемые подсанки, в середине которых устанавливали дерево, а на дерево крепили колесо. На это колесо садился «какой-нибудь деревенский весельчак и представлял известные шутки, свойственные деревенскому мужику». Так в этом регионе провожали Масленицу.

Любопытно, что в Архангельске, «подобно как и в Париже», мясники в течение Сырной недели возили по городу быка на «огромных санях», запряженных несколькими десятками лошадей и связанными с другими санями.

В некоторых областях России - «больших вотчинах» - в воскресенье на проводы Масленицы на центральную площадь съезжались «несколько сот лошадей», при этом наездники наряжались в соломенные колпаки и кафтаны. К вечеру молодежь собиралась, чтобы петь и плясать. Кульминацией праздника был обряд поджигания кучи соломы. Солому приносили с собой на празднество, «взяв со своего двора по снопу».

В Сибири на проводы Масленицы готовили «несколько саней огромного размера и устраивались на них с парусами и снастями». В это судно садились «и люди, и медведь, и госпожа масленица, и разные паяцы». В сани впрягали по 20 лошадей и возили их по улицам с песнями и прибаутками. Вместо блинов в этом регионе готовили, как правило, печенье-хворост.

В Ярославле на Масленицу пели коляду, которую обычно в России пели на Святки. В Сольвычегодске и Костромской губернии к Масленице готовили пиво всем двором, а потом распивали его в течение всей Сырной недели.

Пермяки к Масленице готовили брагу и пиво, «зажиточные покупали и вино». Помимо блинов здесь пекли творожные оладьи, рыбные пироги, готовили яичницу, солянку, варили уху.

Взрослые ходили друг к другу на угощение, молодежь по вечерам собиралась у кого-либо в доме и устраивала пляски до утра. Как упоминалось выше, традиционно во всех регионах России люди развлекались катаясь с горок, на льду, играя в снежки и другие игры.

В Прощеное воскресенье, провожая Масленицу, наши предки просили друг у друга прощения, а «по окончании масленицы» шли париться в баню. В некоторых областях России в Прощеное воскресенье посещали могилы родственников.

В Нерехте известен обычай на проводы Масленицы ездить к своим духовникам и священникам, новобрачные ездили в гости к родственникам, дарили им пряники, а те в свою очередь дарили молодым большие куски мыла. 

Масленица имеет огромное значение для нашего народа. Это не просто праздник, а один из важнейших периодов в жизни русских, символизирующий начало новой жизни, наступление весны, нового земледельческого года. Недаром в дохристианские времена первые дни весны назывались ярилиными днями, а 1 марта в старину отмечали Новый год, Ярилин день, день бога Солнца.

Масленица сочетает в себе языческие древние обряды и христианские традиции, это переходный период между зимой и летом. Проводив зиму, очистив душу в Прощеное воскресенье, покаявшись в своих грехах, русский встречает Великий пост, задумывается о своей жизни, судьбе, поступках - использует этот период для того, чтобы стать лучше, чище, ближе к Богу. По окончании поста русский с радостью встречает Пасху.

 

Источник: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1989.