Три Спаса завершают горячую пору крестьянского лета на Руси. В это время наши предки собирали урожай, складывали орудия труда до следующей весны, готовили к зиме хозяйственные помещения, а также делали заготовки из овощей, фруктов и ягод.

Первый Спас (14 августа) называется «Происхождение древ Креста Господня». В храме Святой Софии (в Константинополе) хранились частицы креста, на котором распяли Иисуса. В народе верили в чудотворную и целительную силу реликвии. В самую жаркую пору священнослужители выносили из храма эти частицы и проходили с ними по улицам города, направляясь к водоемам.

В Русской православной церкви этот праздник имеет свой колорит. Согласно преданию, в этот день святым равноапостольным князем Владимиром было совершено Крещение Руси. Известие об этом событии сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1-го», то есть 14 августа по новому стилю.

Отметим также, что в 1164 году этот праздник был установлен благоверным князем Андреем Боголюбским в ознаменование победы над волжскими булгарами.

Первый Спас называли Маковым или Медовым, потому что к этому времени поспевает мак, а соты наполняются мёдом. В этот день также на Руси чтили память семерых святых Ветхого Завета - мучеников Маккавейских.

Еще одно название первого Спаса - Мокрый, - потому что в этот день освещали колодцы, реки, пруды и озера. В них же купали домашний скот (в последний раз в этом году).

В этот день начинается Успенский пост, который длится с 14 по 27 августа.

Второй Спас - Яблочный (19 августа) - связан с Преображением Господним, свидетелями которого стали апостолы на горе Фавор. Причиной Преображения тропарь праздника называет поддержку веры апостолов. «Да егда Тя узрят распинаема, страдания убо уразумеют вольныя».

Святитель Григорий Палама изъяснил скрытый смысл явления нетварного божественного фаворского света: он просвещает и освящает всякого истинно верующего человека, приобщая его Самому Божеству.

К этому времени на Руси поспевали яблоки, их (и другие плоды) несли в огромных количествах в храмы и церкви, из яблок готовили различные лакомства, которыми угощали друг друга.

В период с Пасхи до Второго Спаса яблоки есть было нельзя - это считалось грехом.

Третьим Спасом (29 августа) на Руси назывался праздник в честь перенесения в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Икона была поставлена в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. Во время крушения Византии и разграбления ее столицы образ исчез, но почитание его сохранилось.

Отметим, что эта икона является одной из наиболее почитаемых в Русской православной церкви. Нерукотворенный образ изображался на знаменах русских войск, тропарь Нерукотворенному образу Спасителя на входных молитвах перед началом литургии читают священнослужители.

Спасская башня московского Кремля получила это название в 1658 году, когда над ее воротами со стороны Кремля поместили образ Спаса Нерукотворного.

Третий Спас называли Ореховым, Хлебным или Холщовым, потому что к этому времени поспевали орехи, заканчивалась уборка зерна. На Третий Спас торговали холстами, полотнами.

В этот день из нового урожая пшеницы выпекали хлеб, готовили ореховые лакомства, делали лечебные настойки и заготовки из орехов.

В старину говорили: «Первый Спас - на воде стоят; второй Спас - яблоки едят; третий Спас - на зелёных горах холсты продают». Третий Спас, как правило, отмечали скромнее Медового и Яблочного.