День Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) – один из самых торжественных праздников не только в славянском мире, но и почти во всех европейских странах. В народе праздник называется День Ивана Купалы, выпадает на период летнего солнцестояния.

В славянской мифологии Купало - это бог плодородия, и в его честь наши предки разжигали жертвенный костер из определенных трав, вокруг которого кружились с песнями и плясками. Вместе с тем они зажигали купальские огни - это действие представляло собой торжественное и великолепное зрелище на пространстве в нескольких сот верст. Древние славяне верили, что добытое для купальских огней пламя (трением дерева о дерево) было божественным.

Также чтобы отдать почести Купало, в этот день совершались ритуальные омовения: в Киевском летописце упомянуто, что селяне окунались в водоемы и обливали друг друга водой.

Что касается обряда перепрыгивания через огонь во время Купалы, то скорее всего, он основан на идее очищения, заимствованной у греков и римлян. Также очищение огнем и водой практиковалось у татар при хане Батые. Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» (Т. 4, прим. 41, 43) писал, что князь Михаил Черниговский с боярином Федором приняли мученическую смерть за то, что отказались пройти сквозь огонь и поклониться кусту и солнцу.

Накануне дня святого Иоанна Предтечи всю ночь праздновалась Купала. Поздним вечером люди собирались на заранее освященной поляне, и до утра зажигали огни, водили хороводы, танцевали, пели - всячески веселились. Ивановская ночь праздновалась практически одинаково у всех славянских народов. Характерно, что Иван Купала в Ярославской, Тверской и Нижегородской губерниях назывался Ярилой.

По народному поверью, в канун дня рождения Иоанна Предтечи цветет чудесный папоротник, сияющий пламенем единственную ночь в году, а сорвавшему его и донесшему до дома должно прийти богатство и удача.  

###

На Иванов день собирались травы для врачевания и волшебства. Знахари искали «разрыв-траву», против которой, по поверью, не устоит ни один замок.

В ночь на Ивана Купалу на муравьиных кучах собирали масло, которое считалось целительным средством против разных недугов. Также наши предки собирали цветы купаленки, медвежьего ушка, богатенки, которые вплетали затем в другие растения для декора стены на имя каждого члена семьи (в Новгородской области). При этом примечали: если цветок вскоре завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.

Под корнем чернобыльника отыскивали земляной уголь, который в народе считался средством от падучей болезни и черной немочи. В рукописном травнике начала XVIII в. упоминается о некой траве архилине, про которую сказано, что кто ее собирает на Рождество св. Иоанна Предтечи сквозь золотую или серебряную монету и кто ее носит на себе, тот не боится ни дьявола, ни злого человека.

В целом на Купалу собираются все лекарственные травы и коренья, которые вырастали к этому времени. В некоторых местах Новгородской губернии на Иванов день топили бани, а в веники добавляли собранную траву иван-да-марья - считалось, что такие бани особенно полезны для здоровья.

В округе Антониево-Донского монастыря (Архангельская область) крестьяне собирались у местного озера, чтобы искупать больных лошадей.

Жители Переславля-Залесского говорили, что на месте нынешнего храма Пресвятой Владимирской Богородицы когда-то стоял истукан Купало. Возможно, это не миф, ведь даже местная ярмарка называлась Купальницей.

В Нерехте (Костромская область) был обычай: накануне Иванова дня собирались девушки и толкли в ступе ячмень, припевая при этом песни. Утром из этого ячменя готовили кашу, которая называлась кутьей. Заправленную маслом кутью съедали, а затем, взяв передние колеса от телеги, возили на оси друг друга по селению и полю с песнями. Такие поездки совершались до утренней росы. Примечательно, что именно этой росой было принято умываться - это сохраняло здоровье, красоту и молодость.

В Москве издревле славилась «вода на трех горах» - Немецкая слобода, и эта местность была не менее славна своим гулянием в Иванов день.