Троица, или Пятидесятница - один из важнейших праздников у христиан. По значимости и торжественности празднование Троицы уступало только Пасхе. Отмечаемый на 50-й день после пасхи, в этом году праздник выпал на 23 июня. 

Согласно новозаветному преданию, на Пятидесятницу произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Событие, изложенное в «Деяниях Святых Апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице - одним из основных положений христианства. Согласно этому учению, Бог существует в трех ипостасях: Отца - безначального первоначала, Сына - логоса и Духа Святого - животворящего начала. Из Ветхого Завета человечество впервые узнало о первом Лике Единого, Триединого Бога - об Отце-Вседержителе, Отце всего сущего. В образе Иисуса Христа людям явился Сын Божий.

В день Пятидесятницы - великом празднике еврейского народа, посвященном дарованию Моисею Закона Божьего в виде 10 заповедей на горе Синай, и на 50-й день воскресения Христа, человечество в лице группы апостолов, собравшихся в иерусалимской горнице вокруг Девы Марии, впервые восприняло откровение Третьей Ипостаси Единого Бога - откровение Духа Святого.

«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого...» (Деяния 2:2-4). Этот момент осмысляется верующими как проявление божественной сущности святой Троицы. В память о нем был установлен праздник, который называется «Пятидесятница» или «Сошествие Святого Духа».

На Руси праздник святой Троицы не был широко распространен до XIV-XVI вв. В народе он стал популярным благодаря Сергию Радонежскому, который избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее «побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Пучинская Л. 1992. C. 13). В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников. В основе объединения отшельников лежала богословская формула «Единство во образ Святой Троицы», нераздельной и не слившейся, ставшая вскоре очень популярной среди светской и духовной власти, а также в народе. Как нераздельная, Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, как неслиянная, она требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого. Начавшись с обители Сергия Радонежского, почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины XIV в. праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днем.

На Троицу православные храмы украшаются зеленью, прихожане на службу шли с березовыми ветками и цветами. Зеленая ветка символизирует весну, а также обновление людей силой нисходящего Духа Святого. В честь этого праздника представители духовенства нередко облачаются в фелони зеленного цвета, а церковная утварь украшается светло-зелеными тканями и лентами. На Троицу, так же, как на Рождество, Сретенье, Пасху, в церкви изготавливают и освящают свечи.

###

В народном сознании праздник Троицы часто связывали с образом Богородицы, что нашло отражение и в троицких песнях: «Благослови, Троица! Богородица!»; «Алилей! Семик, Троица! Семик, Богородица!» (Денисова И.М. 1995. С. 162). Это представление объясняется тем, что в некоторых местах под Троицей понимался образ божественной семьи: Бога-Отца, Богоматери, Бога-Сына.

Наши предки готовились к празднованию Троицы тщательным образом: наводили порядок в доме, готовили праздничные блюда, заготавливали зелень. Также украшали символ праздника - березу - «завивали» ей ветки, красиво переплетая их. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника «кумой», дерево использовали в гаданиях. Часто вокруг берез и совершали народные троичные гуляния.

В народе Троица считалась девичьим праздником. «Наш праздник, девичий! Барышни гуляют», - говорили в селе Никольском Можайского уезда Московской губернии (Елеонская Е.Н., 1994, с. 219). Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли «бабьим» праздником.

Троица завершала пасхальный праздничный цикл: в этот день заканчивали катать яйца, в некоторых регионах переставали водить хороводы, делая перерыв до Успенья; и период чествования молодых пар, поженившихся зимой.

Этот праздник символизировал также раздел весны и лета. Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы.

Как и в другие пограничные дни, на Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях Троица осмыслялась как последний день разгула русалок, в других - как последний день перед выходом русалок на землю.