Исследователями установлено, что наши предки имели письменность задолго до принятия христианства в 988 году: о надписях по-русски на камне и дереве упоминают авторы, жившие в Х веке. Текст договора киевского князя Олега с греками (911 год) был составлен и на греческом, и на русском языках. В начале Х века черноризец Храбр сообщал, что у славян были «черты и резы». В 1949 году под Смоленском в местечке Гнёздово был обнаружен сосуд, на стенке которого было написано слово «гороухча». Ученые предполагают, что это слово обозначало горчицу, пряность и др. Надпись была нанесена в первой четверти-середине Х века. Исследователи отмечают, что подобных примеров можно привести очень много.

Христианские просветители Кирилл и Мефодий, по мнению большинства специалистов, во второй половине IX века создали глаголический алфавит (глаголицу), который вскоре был переработан с использованием греческого письма. Так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которую мы используем до сих пор. Азбука была упрощена Петром I, а затем большевиками в 1918 году.

В период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) в Киеве были открыты школы, где обучалось более 300 детей. Дочь князя Анна, ставшая впоследствии королевой Франции, считается одной из первых грамотных женщин на Руси.

От домонгольского времени до нас дошли 150 книг. Древнейшая из книг - «Остромирово Евангелие» - была переписана в 1056-1057 годах для новгородского посадника Остромира. Напомним, что в эпоху раннего Средневековья на Руси было широко распространено летописание. «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, считается одним из крупнейших памятников мировой литературы.

Как и в других странах, грамотой на Руси первоначально владели монахи.

С XIV века вместо дорогого пергамента начали использовать бумагу, ускорилось письмо: на смену «уставу» (когда буквы квадратной формы выписывались с геометрической точностью) пришел полуустав - более свободное письмо. С XV века появилась скоропись, близкая к современному письму.

В Новгороде летописание не прерывалось даже в период татаро-монгольского ига. С 1325 года летописные записи начали вестись в Москве. Впервые в европейской литературе появилось описание Индии - благодаря «Хождению за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

В XVI веке в России появилось книгопечатание: в 1564 году первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская книга «Апостол». Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу. В 1574 году Иван Федоров вместе с помощником Петром Мстиславцем выпустили во Львове первый русский букварь - «Азбуку». В 1672 году в Москве открылась первая книжная лавка.

Специалисты отмечают, что русские проявляли повышенный интерес к грамоте: об этом свидетельствует распродажа в Москве в 1651 году «Букваря» В.Ф. Бурцева, когда за один день был раскуплен весь тираж в 2 тыс. 400 экземпляров. В 1648 году была опубликована «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1682 году - таблица умножения.

Постепенное расширение сферы торгово-ремесленной деятельности в России, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей.

Во второй половине XVII века было создано несколько государственных школ. Функционировала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.

В 1687 году в Москве было основано первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии... до богословия». В этой академии учился Михаил Ломоносов.

В XVIII веке разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся поколениями, начали складываться в науку. В этот период на смену традиционалистскому, религиозному мировоззрению приходит «новая культура» - светская.

###

Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 году в Москве в здании бывшей Сухаревой башни была основана Школа математических и навигационных наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 году, была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Затем были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и пр. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Государь даже запрещал жениться уклонявшимся от учебы господам.

Начиная с 1 января 1700 года в России начали праздновать Новый год (вместо 1 сентября) и устраивать ёлки. Тогда же страна перешла на летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве стран Европы. Однако учебный год по-прежнему начинался с 1 сентября.

Огромным шагом в развитии просвещения и светской школы стали введение в 1708 году гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход к обозначениям чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая печатная газета «Ведомости», издаваемая с 1702 года. По указу 1714 года были открыты 42 цифирные школы в губерниях. Сюда принимали детей непривилегированных сословий (кроме крепостных крестьян) - «робяток всякого рода, опричь помещичьих крестьян».

Однако со второй четверти XVIII века правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего класса.

Дворян к офицерской службе готовили в Санкт-Петербурге: в новой столице открылся в 1731 году Шляхетский корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе велась в Пажеском корпусе.

Выдающимся событием в образовательной сфере страны стало открытие в 1755 году Московского университета (МГУ) по инициативе и проекту М.В. Ломоносова и при поддержке фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего первым куратором учреждения. Ломоносов подчеркивал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Здесь же могли обучаться дети крепостных крестьян, получившие вольную от помещика, то есть формально университет стоял над сословной школой.

По инициативе Шувалова в 1757 году была открыта и Академия художеств, до переезда в столицу в 1764 году состоявшая при Московском университете.

Екатерина II, будучи образованной женщиной, интересовавшейся идеями европейского Просвещения, огромное значение придавала образованию. В  1760-1770-е годы императрица вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И.И. Бецким предприняла попытку создания системы закрытых сословных учебных заведений.

По плану Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса. Бецкий стремился преобразовать принципы воспитания детей - запретить телесное наказание, ввести женское образование и т.д.

В 1763 году в Москве открылся воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы (люди разных чинов - горожане).

Школьная реформа 1782-1786 гг. положила начало формированию системы российской общеобразовательной школы. В соответствии с нововведением, в уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских - четырехлетние главные народные училища, в которые разрешалось поступать всем, кроме крепостных крестьян. В этих школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.

Новые училища вместе с закрытыми шляхетскими корпусами, благородными пансионами  и гимназией при Московском университете составляли структуру среднего образования в России. По подсчетам специалистов, в стране к концу XVIII века было 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тысяч учебников, не считая домашнего образования. Однако образование носило сословный характер - как и другие сферы жизнедеятельности монархистского государства.

Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети купцов и разночинцев - в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII века сложилась система замкнутых сословных школ. Только в 1786 году в губерниях открылись формально бессословные главные народные училища, а в каждом уезде - четырехклассные и двухклассные малые народные училища. Однако образование в России еще не было обязательным, всеобщим и одинаковым для всех категорий населения. Миллионы людей (в основном крестьяне) были практически полностью лишены возможности получить образование. Лишь единицы имели возможность получить основы грамотности у приходского дьячка.

Историки отмечают, что во второй половине XVIII столетия зарождалось общественное мнение, шел процесс формирования русской интеллигенции. В центре общественной мысли тогда оказался крестьянский вопрос (критика крепостничества).

###

В начале XIX века продолжается основание учебных заведений в России. В Петербурге и Москве были открыты школы для девушек «обер-офицерского звания», а также несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев.

Для государственных крестьян функционировали приходские школы с программой обучения, рассчитанной на год.

Правительственная политика в области образования имела противоречивый характер. Крупнейшие политические деятели империи понимали потребность государства в образованных специалистах или хотя бы в грамотных людях, но в то же время они опасались широкого просвещения народа.

Наиболее четко эту мысль выразил начальник III отделения и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф: «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Все образовательные учреждения страны находились под строгим правительственным контролем. Учебные программы усиленно дополнялись религиозным содержанием и принципами воспитывавшими приверженность к монархии.

Особое значение для просвещения играли широкое развитие книгопечатания и периодики, публичные лекции ученых.

В 1814 году в Петербурге была открыта первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. Затем публичные библиотеки открывались в других городах страны.

Освободительные реформы 1860-70 годов направили течение русской духовной жизни в новое русло: лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 года встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ. Яркой приметой 1860-90-х годов стали индустриальный прогресс, успехи техники, естественных и точных наук. В литературе и искусстве на первое место вышел образ народа, его нужды и стремления.

Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу: она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому количество грамотных в России росло: в 1860-е годы умело читать лишь 6% населения, в 1897 году - 21%.

В Российской империи сложилось 3 основных типа начальной школы: государственная, земская, церковно-приходская. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои «школы грамоты». Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ возросло за пореформенный период примерно в 17 раз - к 1896 году их было около 79 тыс. с 3 тыс. 800 учащимися. Однако две трети детей пока еще оставались вне школы. Причины - нехватка средств, выделяемых на образование, а также соперничество между светской и церковными школами.

Развивалось и среднее образование: к концу XIX столетия в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся (в 6 раз больше, чем в середине века) и около 200 средних учебных заведений для женщин с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалась и система высшего образования. Во второй половине XIX века были основаны университеты в Варшаве, Одессе, Томске и так далее. За пореформенный период число вузов увеличилось в 4 раза (с 14 до 63), в них обучалось около 30 тысяч студентов.

В 1860-е годы высшей российской школе была предоставлена автономия, средняя школа теперь была открыта для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. Однако уже в 1880-е годы, в период контрреформ, усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начала, замкнутость военных и духовных училищ, доступ женщин к высшему образованию был затруднен, в начальном образовании упор делался на церковные школы - таким образом, просвещение в России продолжало быть связанным с политикой и зависело от государственного курса.

Также в этот период выросло число публичных читален (с 280 до 862), основаны новые музеи, развивались различные кружки, курсы, основанные земствами, комитетами грамотности и различными обществами.

К 1890 году Россия стала третьей страной (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать.

###

К началу ХХ века народ получал образование в школах двух типов - земских и церковных. Обучение длилось от 2 до 6 лет. Их число выросло за 1894-1906 гг. с 32 до 93 тыс.

В 1890-е годы некоторые земства поставили вопрос о введении всеобщего начального обучения; в 1906 году правительство внесло соответствующий законопроект в Государственную Думу. Но проблема так не была решена: помешали соперничество между земской и церковной школами, медлительность чиновников, а главное - нехватка средств. Россия тратила на народное просвещение в 14 раз меньше, чем США, в 8 раз меньше, чем Англия и Германия. Около 50% детей не имели возможности получать образование. И хотя доля грамотных в России выросла за 1897-1917 годы с 21 до 31%, это не соответствовало потребностям государства.

Довольно разветвленной была в нашей стране система средних школ. В гимназиях преподавались главным образом гуманитарные предметы, в которых учились преимущественно дети дворян. К 1912 году действовало 480 гимназий со 125 тыс. учащихся.

Будущих инженеров, техников готовили реальные и коммерческие училища. Здесь изучали естественные и точные науки, после окончания их можно было продолжить обучение на медицинских и математических факультетах, в высших технических заведениях.

К 1913 году насчитывалось 276 реальных и 260 коммерческих училищ. Среднее образование давали также кадетские корпуса, духовные семинарии, специальные училища - промышленные, сельскохозяйственные, художественные и др. Несмотря на успешный рост, средняя школа в России оставалась в основном городской, платной и закрытой для многих слоев населения.

Флагманами высшего образования в России оставались университеты. В начале ХХ столетия их было 9 в стране, количество студентов за 1894-1913 годы возросло с 14 до 53 тысяч.

В начале ХХ века повсеместно (вплоть до уездных городов) возникали рабочие курсы и «народные университеты». Первый такой университет возник в Москве в 1908 году на средства золотопромышленника А.Л. Шанявского и просуществовал до 1918 года. Рабочие и ремесленники, учителя и мелкие служащие могли здесь слушать лекции профессоров и доцентов, получить образование в объеме средней и высшей школы.

Просветительными учреждениями были и «народные дома» - своеобразные клубы, где работали библиотеки, вечерние курсы для взрослых, читались лекции, проходили спектакли и концерты. К 1914 году действовало около 220 народных домов. Многообещающие начинание уже стало приносить плоды, но было прервано революцией 1917 года.

Приобщала массы к культуре и печать, переживавшая бурный расцвет. Число типографий выросло за 1900-1913 годы с 1 до 2,7 тысяч, количество ежегодно издаваемых книг - с 10 до 27 тыс. названий. Число библиотек возросло в 5 раз, книгоиздательство становилось выгодным коммерческим делом, в периодике на первый план выдвинулась ежедневная газета, теснившая объемный общественно-политический журнал. Число газет выросло в 10 раз, перевалив за 1 тыс. Возникла партийная печать, широко издавалась «бульварная» пресса, рассчитанная на примитивные вкусы и дешевую сенсацию.

###

После прихода к власти в 1917 году большевики начали проводить политику ликвидации неграмотности населения.

Декреты и постановления ВЦИК и СНК - Об отделении церкви от государства и школы от церкви (январь 1918 года), О единой трудовой школе (октябрь 1918 года) и др. - положили начало коренной перестройке школьной системы в России. Школа становилась не только главным средством образования народа, но и очагом его коммунистического воспитания. Прежнее деление школ на церковно-приходские, начальные, гимназии, реальные училища упразднялись. Вводилась единая государственная трудовая школа, устанавливалось совместное бесплатное обучение мальчиков и девочек, а также равенство представителей всех национальностей. В национальных районах обучение велось на национальном языке.

В 1920-е годы за счет госбюджета началась большая работа по созданию письменности у народов, не имеющих таковой. В результате к концу 1930-х годов 46 народов СССР получили собственную письменность.

Была демократизирована и система высшего образования. В 1918 году были отменены вступительные экзамены, а пролетарской молодежи предоставлено право поступать в вузы без предъявления аттестата о среднем образовании. Отменялась плата на обучение, упразднялись все ученые степени и звания преподавательского состава. В 1919 году при многих вузах стали создавать рабочие факультеты (рабфаки) для подготовки к обучению к высшей школе молодежи, не имевшей среднего образования.

Всеобщее обязательное обучение (всеобуч) в стране было осуществлено к концу второй пятилетки (1937 год). К этому времени было построено более 30 тысяч школьных зданий, выпущено около 300 млн экземпляров учебников, вдвое расширилась сеть педагогических учебных заведений.

В 1937 году введено всеобщее обязательное 7-летнее (неполное среднее) образование в городах. В школах ввели расписание занятий, жесткую регламентацию учебной и общественной (в пионерских и комсомольских организациях) работы школьников. Основной формой организации учебного процесса стал урок.

В 1930-е годы были восстановлены вступительные экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинаристским, коллективная ответственность за качество учебы - индивидуальной. В 1934 году Совет народных комиссаров (СНК) вернул ученые степени и звания.

К концу 1930-х годов более 100 городов всех республик СССР имели университеты и институты. В 820 вузах обучалось более 800 тыс. студентов, из которых 60% составляли женщины. По состоянию на 1 января 1941 года в народном хозяйстве страны работало 908 тысяч специалистов с высшим образованием - более 50% из них были выходцами из рабоче-крестьянской среды.

В годы войны количество учащихся по объективным причинам значительно сократилось. В школах в целях повышения военно-физкультурной подготовки мальчиков в 1943 году ввели раздельное обучение мальчиков и девочек.

С 1944 года наряду с госэкзаменами в вузах стала обязательной защита диплома. В последние годы войны было открыто 56 новых учебных заведений, в том числе Институт международных отношений (МГИМО).

В 1984 году Верховным Советом СССР учрежден День знаний, который отмечается 1 сентября во многих странах мира.

 

Источник: Основы курса истории России. Авторы: Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. М., 2002.