К домовому

При переходе в новый дом или на новую квартиру прежде всего вносят образ, квашню с растворенным тестом, а потом кошку, собственно, для домового, приговаривая: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

Чтобы увидеть дворового

«Дядя дворовой, приходи ко мне на зелен, как на дубравный лист, не синь, как речной вал, приходи таким, каков я, я тебе христово яичко дам».

Кто хочет видеть дворового, должен первый получить от священника, по окончании заутрени на Св. Пасху, красное яичко и взять из церкви свечу, с которой стоял у заутрени. Затем должен ночью, до петухов, взяв в одну руку зажженную свечу, а в другую красное яйцо, стать перед отворенною дверью хлева и сказать приведенные выше слова. Дворовой выйдет, по виду совершенно подобный произносившему заклятие.

При знакомстве с лешим

Крестьянин, желающий снискать милость лешего, должен в ночь перед Ивановым днем отправиться в лес и, найдя осину, срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восточную сторону. На пне срубленной осины, став лицом на восток, он должен нагнуться и, глядя в отверстие, образовавшееся между ногами, говорить: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я».

От ляганья коровы во время доения

Господи, Боже, благослови! Как основана земля на трех китах и на трех китицах, как с места на место земля не шевелится, так бы любимая скотинка с места не шевелилась. Не дай ей, Господи, ни ножнаго ляганья и хвостоваго маханья, ни роговаго боданья. Стой горой, дой рекой, озеро сметаны, река молока, ключ и замок словам моим. (Наговаривают на воду, которою потом обмывают вымя коровы).

Заговор красной девицы от тоски

От востока до запада, от севера до юга, от реки до моря, от пути до перепутья полегала путь-дороженька, всем дорогам старшая и большая, по той дорожке шли дщери Иродовы, несли в руках пруты ивовы, а шли они в мир кости сушить, тело знобить, недугами мучить. От востока до запада, от севера до юга, от реки до моря, на путях и перепутьсях вырастала травушка со муравушкой, на той травушке со муравушкой сидела тоска с кручиной, а сидели они да подумывали: как бы людей крушить, сердца щемить, света не возлюбить.

От востока до запада, от севера до юга, от реки до моря, среди белокаменной Москвы стоит терем боярский, в том тереме боярском сидит в тоске красная девица по незнаемой беде.

Вы, дщери Иродовы, не ходите по пути, по дороженьке на мир кости зномить, тело сушить, людей мучить, а идите вы во чисто поле на травушку со муравушкой, что на ту травушку, где сидит тоска с кручиной, и велите вы тоске с кручиной, чтобы они изгнали из ретива сердца красной девицы, у рабы (имя) наносную тоску, а не покорится вам тоска, ино вы учините бить во пруты ивовы. Заговариваю сим моим заговором крепко-накрепко, а кто мой заговор возодолеет, и ему провалиться в тартарары.

Как приворотить девку

Наговор на прянике. Истопи баню жарко и войди в нее; когда взопреешь, возьми чистую тряпицу, сотри пот и выжми тряпицу на пряник. Когда станешь пот стирать, тогда глаголи трижды сей заговор:

«На море, на Окиане, на острове Буяне стояло дерево; на том дереве сидело семьдесят, как одна птица; эти птицы щипали вети (ветви), эти вети бросали на землю; эти вети подбирали бесы и приносили к Сатане Сатановичу. Уж ты худ бес! Кланяюсь я тебе и поклоняюсь, - сослужи мне службу и сделай дружбу: зажги сердце (имя) по мне (имя) и зажги все печенья и легкое и все суставы по мне (имя), буди мое слово крепко, крепче трех булатов во веки!».

Вели пряник съесть.

От мужского безсилия

Возстани и взыграйся оный, у раба Божия (имя) и унеси на синее море, моему слову. Аминь, трижды. (Пропусти три раза мочу чрез венчальное кольцо).

Узнать во сне о верность жены

Совино сердце положить на суконный плат, приложить женщине к левому боку, и она во сне на себя выскажет, что была без мужа.

Для успеха на охоте

Нужно взять с собой кусок хлеба или мяса, на который наговаривают:

«В чистом поле, в темном лесе, в тумане превеликом есть птица полетуша, есть серые гуси, сизыя утки. У них бы крылья подломились, сами бы опустились, перье оборвалось, и сели бы на бугор высокий, чтобы меня раба Божия (имя) не видели и стрельбы моей не слышали, и долетела бы до них дробь, как вольное перо».

Заговор ратного человека, идущего на войну

Выхожу я во чисто поле, сажусь на зеленый луг, во зеленом лугу есть зелья могучия, а в них сила видима-невидимая. Срываю три былинки: белыя, черныя, красныя. Красную былинку метать буду за Окиан-море, на остров Буян, под мечь-кладенец; черную былинку покачу под чернаго ворона, того ворона, где свил гнездо на семи дубах, а во гнезде лежит уздечка бранная с коня богатырского; белую былинку заткну за пояс узорчатый, а в поясе узорчатом зашит, завит колчан с каленой стрелой, с дедовской, татарской. Красная былинка притащит мне меч-кладенец, черная былинка достанет уздечку бранную, белая былинка откроет колчан с каменной стрелой. С тем мечом отобью силу чужеземную, с той уздечкой обратаю коня яраго, с тем колчаном, со каленой стрелой разобью врага-супостата. Заговариваю я ратного человека (имя) на войну с сим заговором. Мой заговор крепок, как камень Алатырь.

Поход перед царския очи

Господи благослови! Как утренняя заря размыкается, Божий свет разсветается, звери из пещеры, из берлог выбираются, птицы из гнезд солетаются, так и раб Божий (имя) от сна пробуждался, утренней зарей умывался, вечерней зарей утирался, красным солнцем одевался, светлым месяцем подпоясался, частыми звездами подтыкался. Покорюсь и помолюсь. Вы же, кормилицы, царския очи, как служили царям, царевичам, королям, королевичам, так послужите рабу Божьему (имя): день послужите и ночь послужите, по утру рано и в вечер поздно, в каждый час в каждую минуту, век по веку и отныне до веку. Ключ и замок словам моим.

На кулачный бой

Стану я, раб Божий (имя), благословлясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиан-морю, и на том святом Окиан-море стоит стар мастер-муж, и у того святаго Окиан-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер-муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сыраго дуба щепа летит, тако же бы и от меня (имя) валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь (трижды). И тем моим словам, ключ в море, замок на небе, отныне и до века.

От зубной боли

В полночь, когда часы начнут бить 12-ть, в то время сходи к церкви и укуси трижды коренную паперть (у главнаго входа) и три раза скажи: «как камень сей крепок, так закаменей зубы мои крепче камня». При сем три раза плюнь и поди прочь, и не оглядывайся, и прочти три раза «Верую».

От пореза

На море, на Окиане, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь, на том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руда желтую, зашивает раны кровавыя. Заговариваю я раба (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань.

 

Источник: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. М., 1989.

 

Другие материалы по теме >>