Сколько существует гончарство, столько же существует и глиняная игрушка. Порой архаичная, наивная или высокохудожественная, точно-образная или символичная, но всегда самобытная и характерная для данного региона, глиняная игрушка передавала представления о мире, природе, людях и былинно-мифологической составляющей данного периода. Глиняная игрушка - специфичный и в то же время самый «демократичный» вид народного искусства. Для детей это были шары-погремушки, игрушки-громотухи, свистульки, потешные фигурки. В дохристианские времена глиняная игрушка носила тотемную и обережную функцию. Во времена раннего и позднего средневековья она служила как малая скульптурная форма, для украшения в быту, (к чему мы пришли и сейчас). Демократичность же ее выражается в широкой доступности материала (глины), при использовании минимальных технических средств: печь и любые доступные краски.

В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы (Московский Кремль, Манежная площадь, Васильевский спуск, Гончарная слобода (Заяузье), Гостиный двор) найдены сотни глиняных игрушек. Это фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Учитывая, что ремесленно-художественные навыки и специфические для Москвы образы передавались мастерами из века в век и из поколения в поколение, искусство изготовления творчески отшлифовывалось и обогащалось, совершенствовались художественные достоинства игрушек. Будучи столицей сначала Московского княжества, а впоследствии и Российского государства, Москва располагала самыми лучшими, одаренными и талантливыми ремесленниками. Естественно, это касалось и всего гончарного промысла, включая глиняную игрушку.

В последние 100-150 лет промысел постепенно сходил на нет. Это было связано с тем, что московские гончарные мастерские закрывались ввиду завоза в столицу гончарных изделий (включая игрушку) со всей России в больших количествах. После 1917 года кустарно-частное производство не только не приветствовалось, но и принудительно закрывалось. Лишь в последние годы не только в Москве, но и во всей России отношение к народному декоративно-прикладному искусству изменилось коренным образом. Только сейчас мы стали понимать значимость наших исторических корней и традиций на примере народного творчества. В этом плане визитной карточкой Москвы в области народного декоративно-прикладного искусства может стать традиционная московская глиняная игрушка. Москвичи и гости нашего города могут увидеть их в собрании Государственного исторического музея РФ, Музея истории города Москвы (Зубовский бульвар, д. 2), выставочного археологического комплекса «Старый Гостиный двор» (Хрустальный переулок, д. 1) и некоторых других музеях.

Реконструкцией, а затем и возрождением московской глиняной игрушки с 2005 года занимаются Галина Александровна Новикова, Сергей Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Сделанные ими игрушки находятся как в частных коллекциях, так и в собраниях некоторых музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).

С.А. Сидоров

 

Фото >>