На эти и другие вопросы «России для всех» ответил главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук Сергей Бойцов.


- Сергей Анатольевич, в последнее время на различных форумах вы особо подчеркивали: нашей стране угрожает ожирение. Что на взгляд специалиста нужно сделать, дабы снизить эти темпы?

— Неблагоприятные тенденции сегодняшнего дня в первую очередь касаются подростков и среднего возраста мужчин. У женщин ситуация более стабильная.

Беда заключается в том, что за последние 10-12 лет почти в 2,5 раза выросла распространенность ожирения среди мужчин. Примерно сходная тенденция среди подростков. Это касается и сахарного диабета — он напрямую связан с ожирением. 

Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и большинство стран, в том числе и Россия, ставят перед собой цели, суть которых заключается в предотвращении дальнейшего роста распространенности ожирения. Это очень важная задача.

- Мы стали есть то, что захотим, а не то, что нужно?

— Безусловно! Причины кроются в изменении характера питания, и главным образом эта проблема коснулась именно подростков и мужчин.

Перемены пошли с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Это связано с двумя факторами: рост благосостояния населения и широкий выбор продуктов с повышением их привлекательности, да еще широкое использование пищевых добавок.

У подростков это произошло из-за употребления фастфуда, сладких газированных напитков. Плюс всевозможные чипсы и шоколадки. Все это является основным предметом рекламы.

- Быстро съел и пошел по делам?!

— Что-то вроде этого. Быстро съел что-то на ходу, абсолютно не задумываясь о последствиях для молодого организма.

Что касается мужчин — это существенное увеличение доли жиров и простых углеводов. Главным образом за счет сосисок, сарделек, колбас, они являются еще и насыщенными солью продуктами. По ожирению россияне догоняют жителей США.

- А в чем заключается опасность ожирения? Чем оно чревато?

— Развитием артериальной гипертонии, атеросклероза и сахарного диабета. На первый взгляд, распространенность сахарного диабета не так велика. На границе 2000-х годов среди мужчин она достигала 2%. А сегодня в два раза больше.

- Много это или мало — всего 4%?

— На первый взгляд, немного. Среди ста человек всего у четырех диабет. Но беда в том, что он бывает в основном у людей, имеющих приличный возраст — старше 40-45 лет. И, как правило, диабет — база для формирования таких болезней как гипертония и атеросклероз. Помимо этого идут самостоятельные осложнения на почки, глаза.

Еще более значимая проблема — артериальная гипертония. Если у женщин распространенность гипертонии с 2003 по 2013 год снизилась за счет эффективности лечения, то у мужчин за счет роста ожирения она повысилась.

- А что такое гипертония простыми словами?

— Это фактор риска смерти номер один. Что делать — закономерный вопрос.

Я считаю, должен быть комплекс мер. Все они находятся в первой строчке. То есть это все должно быть сделано практически одновременно.

Должны уменьшить интенсивность рекламы продуктов, способствующих ожирению и гипертонии. Мы уже поговорили про газировку, батончики, чипсы, фастфуд. И что этот контент является содержанием любого блока рекламы. Особенно в прайм-тайм, и особенно это касается федеральных каналов.

Ограничение рекламы колбасных изделий. Эти рекламные блоки, очень яркие, запоминающиеся, как правило, с участием детей, что абсолютно недопустимо. Поэтому, по моему мнению, должны ввестись ограничения и в этой части.

Таким образом, надо ограничить рекламу продуктов, содержащих большое количество насыщенных жиров, жирных кислот, соли и простых углеводов.

- А налоги могут влиять на количество рекламных блоков?

— ВОЗ активно проводит политику введения акциза на газировки.

Нужно менять парадигму питания населения, в первую очередь мужчин. Если мы будем внедрять в образ жизни такие понятия, как уменьшение объема потребляемой пищи, а именно мяса, углеводных гарниров, и заменим их овощами, то в значительной степени выполним задачи.

Но пока — увы! Потребление овощей и фруктов в нашей стране явно недостаточное, и этот показатель наиболее четко характеризует структуру питания населения.

Прекрасная практика в Финляндии — в кафе во время бизнес-ланча самые простые салаты предоставляются бесплатно.

—  Другими словами, Сергей Анатольевич, если мы больше налегаем на овощи и фрукты, значит, мы меньше вредим организму?

— Да! Эти и другие меры являются предметом формирования Стратегии здорового образа жизни и профилактики контроля неинфекционных заболеваний. В этом документе четко прописаны требования к производству продуктов и рекламы.

Обязательно должна быть изменена пищевая промышленность, изменены технологии. Надо уменьшить количество продуктов с содержанием жирных кислот.

Я приведу пример. В США наиболее значимым механизмом снижения смертности в течение десятков лет было как раз снижение потребления продуктов с содержанием транс-изомеров жирных кислот. Потому как они являются очень значимой причиной таких осложнений, как инсульт и инфаркт. Перестройка нашей промышленности чрезвычайно важна. Это касается в первую очередь производства майонезов и маргаринов.

- Каким образом? Изменением ГОСТа?

— Изменения должны коснуться технических регламентов, оборудования. Надо сказать, что в процессе обсуждения стратегии мы встречались с представителями отечественной пищевой промышленности. Все понимают: надо решать эти задачи. Это очень небыстрый процесс, но мы не должны его откладывать.

-Выходит, борьба с ожирением — не проблема отдельно взятого гражданина, а проблема в масштабах государства?

— Именно так. Я бы в первую очередь поставил на уровень государства, а во вторую — проблему взятого гражданина.

Вот еще пример. Финляндия в большом количестве потребляла жиры. Ввели налоговую политику, согласно которой налогообложение на молочные продукты с низким содержанием жира снизилось, а на продукты с высоким содержанием — увеличилось. Также было введено налогообложение на рапсовые культуры для производства растительного масла взамен сливочного масла.

- Сергей Анатольевич, вы сказали про соль — мы ее тоже чрезмерно употребляем?

— Консервы, колбасные, хлебобулочные изделия — это соль. Вот возьмем хлеб, там соли немного, на первый взгляд, но ведь мы хлеба много едим. И это один из основных ее источников.

У нас на праздничных столах почти всегда соленья, а мы считаем это овощами. Но это совсем не овощи, это концентрированная соль! Вообще, очень много людей, которые досаливают, не глядя и не пробуя еду. Это как раз неправильно сформированное пищевое поведение.

- А как быть с алкоголем? Вы предлагаете повысить цены на алкоголь. Верно?

— Да, это действенные меры. Должна быть пропаганда, кроме того, нужны ограничения спиртных напитков, мест продажи. Я сейчас говорю про крепкие спиртные напитки. И именно водка является главным фактором, с которым четко коррелирует смертность в наших регионах. Надо постепенно переходить от крепкого алкоголя на сухие вина. Надо помогать людям понять, что важен не процесс опьянения, а получение красивых вкусовых ощущений.

—  А с пивом как быть, ведь его сегодня — залейся…

— Должен быть жесткий запрет рекламы. Пиво ведет к ожирению быстрыми темпами. Плюс это дорога к крепким напиткам. К сожалению, появилась реклама безалкогольного пива, а это скрытая реклама спиртосодержащего пива.

—  «Пиво без водки — деньги на ветер»? Простите за такой вопрос.

— А вы можете представить ситуацию: люди выпивают сухие вина и переходят на водку? Скорее нет. Опять же водка добавляется к пиву…

- Много ли курят россияне?

— К сожалению, много. Правда, за последние 10 лет снизилось количество курящих мужчин на 30%. Главным образом за счет так называемого антитабачного закона — повышение стоимости, уменьшение активности рекламы, введение запретов на курение в ресторанах и общественных местах.

 А вот среди женщин, к большому сожалению, обратная картина — рост.

- Это почему же?!

— Табачные компании переключили внимание на молодежь и женскую часть населения. Тонкие, красивые, длинные сигареты, с большим количеством ароматизаторов, не производящие впечатления вреда. По итогам получаем рост с 8 до 14% среди женщин.

Все это говорит о том, что должна быть пропаганда здорового образа жизни, популяризация трезвости, простые объяснения человеческим языком, что мы не можем и не должны есть то, что нам вредно, пить то, что наносит урон нашему организму, что никотин — это вред.

- Для того чтобы снизить ожирение (вернемся к этой теме), что предложите вы?

— Правильное питание, физические нагрузки, курорты, в том числе активный отдых. Сейчас отечественные горнолыжные курорты развиваются хорошими темпами, но пока еще таят в себе нерешенную проблему, которая переезжает к нам с горнолыжных курортов, допустим, с Альп. А там распространена практика физических нагрузок, получения солнечных ванн и вечернего потребления большого количества спиртных напитков. Так что при таком варианте отдыха еще неизвестно, чего больше — пользы или вреда.

Я ни в коей мере не против горнолыжных курортов, это направление, безусловно, надо развивать. Но я против такой практики. Надо давать возможность людям получить полноценный отдых и в первую очередь без алкоголя.

В данном случае важно не просто эмоционально отдохнуть, а дать отдохнуть своему организму, набраться сил для того, чтобы дальше работать и дольше жить, не имея проблем со своим здоровьем.

 

Справка

Сергей Анатольевич Бойцов — член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор. Генеральный директор ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздрава России, вице-президент Российского кардиологического общества.

Является автором более 450 научных трудов и публикаций.

 

Выпуск продукции осуществлен при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы