Судьба школы в селе Сенное Севского района Брянской области могла бы стать сюжетом для хорошего, доброго фильма. Или книги — о героях нашего времени. Но столичные писатели и сценаристы даже не подозревают о том, что в российской глубинке есть деревня, жители которой 9 лет назад практически спасли будущее своего села. А еще они подарили дом и семью нескольким обездоленным ребятишкам из детского дома. И все это — благодаря смелому решению местных учителей.

 

Жертвы оптимизации

История эта началась в 2007 году, с известия, которое обрушилось на местных жителей, как гром среди ясного неба: малокомплектную школу в селе Сенное решено закрыть в рамках оптимизации. Конечно, такая судьба была уготована не только этой, но и десяткам других сельских школ. Но в Сенном решили отстоять свое учебное заведение. Единственным выходом было — срочно обеспечить школу учениками. И тогда четыре местных учительских семьи приняли решение, перевернувшее раз и навсегда их собственную жизнь и судьбу всей деревни. Педагоги решили взять на воспитание приемных детей. А вскоре их примеру последовали и другие семьи. Так в Сенном появилось 23 приемных ребенка. Школа получила новых учеников, а ученики — родной дом и любящих родителей.

 

Судьбоносное решение

Сейчас участники тех событий почти 10-летней давности вспоминают о них с теплом и даже с ностальгией. И дети, которых они приютили и воспитали тогда, уже выросли. Многие уехали учиться в райцентр, заводят свои семьи и уже имеют собственных детей. Но при первой же возможности приезжают навестить село, которое стало их домом, и людей, которые в их жизни стали самыми родными и близкими.

Ну а сами учителя по прошествии стольких лет признаются, что пошли на этот шаг не только для того, чтобы спасти школу.

«Свои дети в… семьях уже выросли, начали разлетаться из родительских гнезд, а сил и любви было еще много», — признается учитель биологии Надежда Сячина.

Надежда вместе с мужем, учёным-биологом, в свое время приехала в Сенное из Душанбе, по программе переселения. И они уже задумывались об усыновлении ребенка.

Читайте также: На 1/6 территории России запретят пластиковые стаканы и пакеты>>

«У нас с мужем и раньше была такая мысль – взять на воспитание приемного ребенка, мы даже ездили в Севск, в отдел опеки, но на тот момент не получилось… Наверное, каждая мысль должна, что называется, созреть… И такой момент настал — когда нам пришла весть о том, что школу планируют закрывать из-за малочисленности. Мы сели в учительской и стали думать, что делать, чтобы удержать школу на плаву. И тогда мы эту идею — взять на воспитание приемных детей — опять озвучили, она всех воодушевила», — говорит Надежда Пантелеевна.

Приняв такое решение, поддерживая друг друга морально, четыре учительницы из села Сенное поехали в районный центр писать заявления о желании взять детей на воспитание. Правда, сразу все пошло не так, как задумывалось. И в нескольких учительских семьях вместо одного появилось по нескольку приемных детей.

 

Где один, там и шесть

«Мы думали — приедем в интернат, выберем по ребенку и уедем домой. Но все оказалось не так просто. У кого-то из детей были сестры и братья, их по закону нельзя было разлучать. Каташонова (одна из учительниц — прим ред) выбрала девочку, а в итоге ей пришлось брать троих – Фаину, Настю и Анжелику. А мы с Климовой (учительница английского языка — прим ред) вначале взяли по одному ребенку…», — рассказывает Надежда Пантелеевна.

Когда Сячины привезли домой своего Сашу, очень скоро поняли, что ребенок скучает один. Так семью обрел еще один мальчик – Ваня, друг Саши из того же интерната. Ребята быстро освоились, почувствовали себя как дома.

«Это приятное было время. И дома, и в школе закипела жизнь. Все делились друг с другом радостью, заботами. Наша жизнь, будто началась заново. Простуда, температура, давно забытые хлопоты: лечить, ноги парить», — вспоминает Надежда Пантелеевна…

Но для ее семьи это было только начало. Через некоторое время одна из удочеренных другой семьей девочек рассказала Надежде Пантелеевне о том, что, когда она уезжала, мальчишка из их детского дома очень просил ее найти родителей и для него. Вскоре у Сячиных появился еще один ребенок — Андрей. А через какое-то время в семью попали еще трое братьев.

Читайте также: Минобрнауки хочет привлечь школьников к уборке в классах>>

«Очень хорошие ребята, они в интернате пробыли совсем недолго, мы забрали и их. Так у нас стало жить шестеро приемных детей. Все дети очень хорошие, исполнительные, работящие. Никогда не дрались и между собой все делили поровну. Не было такого, чтобы каждый себе. За столом все друг другу оставляли лучший кусочек», — говорит Надежда Пантелеевна.

Так, все вместе и справлялись. Тех денег, что выделяло государство на детей – сначала это было по 4,5 тысячи, потом – по 6,5 тысяч рублей — на одежду, обувь и питание едва хватало. Но приемные родители сами себя успокаивали: ничего, на родных детей ведь вовсе ничего не выделяется.

«Нас тогда спасало наше подсобное хозяйство: скотинка, курочки свои. Ребята, молодцы, очень помогали. И картошку посадят, и сами ее прополют… У нас была старенькая машина — отец научил их разбираться в автомобилях: завести, починить… С техникой они все на "ты», — продолжает она.

 

Под покровом Богородицы

В семье учительницы английского языка Валентины Климовой идею взять на воспитание приемного ребенка первыми поддержали родные дочери. К тому моменту девочки уже закончили школу и уехали учиться в Брянск.

«Сначала мы хотели взять из детдома девочку — просто не представляли, как воспитывать мальчиков. Но когда мы с директором школы Натальей Владимировной приехали в Клинцовский дом ребенка, там произошло что-то неописуемое. К нам выскочили мальчишки, двое с криками: "мама, мама!" бросились к Наталье Владимировне, а мой сын, Сережка, побежал ко мне навстречу», — вспоминает Валентина Ивановна.

Читайте также: В московском метро при пассажирах ощенилась собака>>

Тот день, говорит она, забыть невозможно. Из Клинцов две мамы-учительницы забрали тогда троих ребят: Витька, Вовку и Сережку.

«Мы ехали с ребятами домой на заднем сиденье машины. Витька всю дорогу ерзал, что-то рассказывал, а Сережка ехал молча, только руку крепко держал за пазухой. Я даже заволновалась: Сереж, болит что? А он ничего не отвечал», — вспоминает учительница.

Только дома выяснилось, что всю дорогу мальчик крепко сжимал в руке фотографию, сделанную с иконы Божьей матери. Детдомовский друг вручил ему ее со словами: «С ней поедешь — тебя не вернут назад…». И сработало. Одна из сестер купила своему новоиспеченному брату рамочку для образа, и по сей день пресвятая Богородица бережет уже повзрослевшего Сережку.

 

Вырасту — уеду!

Сейчас ребята рассказывают, что попали в семьи и почувствовали себя свободными. Да и вообще — вспоминают только хорошее. Но родители помнят, что далеко не всегда все шло так уж гладко. Основная проблема заключалась в том, что в интернате ребята жили на всем готовом и практически ни за что не отвечали. В семьях у них появились свои заботы, свои обязанности. Да и родители – это не только любовь и забота, но и нотации, наказания за проступки — одним словом, все тяготы воспитания.

Смотрите фотоленту: Фоторепортаж с конкурса красоты Miss World Russian Beauty>>

Многое им тогда пришлось пережить вместе. Новые мамы потихоньку вздыхали в учительской: у одной сын не знает таблицы умножения, у другой – не понимает, как время по часам узнавать, третий не может самостоятельно собрать портфель…

«Ребята нам всем попались хорошие, добрые, трудолюбивые, но в основном они были слабенькие по учебе, обычные дети. Помню, как заставляла Сережку делать уроки, а он сидит и шепчет: вырасту, уеду и никогда-никогда не приеду. А я тогда ему говорю: ты, сынок, сначала давай выучись, потом пойди работать, а когда заработаешь на машину, то можешь и уезжать», — смеется Валентина Ивановна Климова.

Сегодня ее младшенький вырос, поступил в техникум в райцентре, но дорогу домой не забывает.

В 1994 году ЮНЕСКО провозгласила 5 октября Всемирным днем учителя. В этот день в 1966 году произошло важное для учителей событие: на межправительственной конференции в Париже ЮНЕСКО и Международная организация труда (МОТ) приняли рекомендации о положении учителей — первый международный документ о правовом статусе работников образования.

В России с 1965 по 1994 годы День учителя праздновался в первое воскресенье октября. На основании указа президента России от 3 октября 1994 года День учителя отмечается 5 октября.

Читайте также: В число лучших университетов мира вошли 24 российских вуза>>

Источник: РИА Новости